Клиенты "Хоум Кредит" чаще других жалуются в Роспотребнадзор

27 Сентября 2007
Клиенты "Хоум Кредит" чаще других жалуются в Роспотребнадзор

Роспотребнадзор намерен усилить надзор в сфере выдачи банковских кредитов. Как заявил глава службы Геннадий Онищенко, чиновникам по-прежнему поступает большое количество жалоб на банки. В лидерах по негативным оценкам оказался "Хоум Кредит". Наибольшую обеспокоенность чиновников вызывает манера отдельных банков вносить в договоры с потребителями пункт о так называемой "договорной подсудности".  В банковском сообществе действия чиновников восприняли с пониманием, идет простое наведение порядке в сфере выдачи кредитов.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует в своем письме, что в адрес Роспотребнадзора по-прежнему поступает большое количество жалоб на деятельность кредитных организаций.

Еще в июле появилось письмо Роспотребнадзора, активизировавшее защиту прав потребителей в сфере потребительского кредитования, отмечается в сообщении ведомства. В ходе его исполнения территориальными органами выявилось, что банки не всегда представляют достоверную информацию о своих услугах; вводят клиентов в заблуждение насчет правовой сущности договоров; включают в договор условия, ущемляющие права потребителей, а также случается навязывают "сопутствующие" услуги, утверждает служба Онищенко.

Роспотребнадзор отмечает, что основными нарушениями в сфере потребительского кредитования являются непредставление необходимой информации или представление недостоверной информации об услугах и о самих исполнителях услуг, введение в заблуждение потребителей о правовой сущности заключаемых договоров, несоблюдение письменной формы договора, включение в него условий, ущемляющих права потребителей. Также банки нередко  навязывают дополнительных услуги клиентам, говорится в письме.

Наибольшую обеспокоенность чиновников вызывает манера отдельных банков вносить в договора с потребителями пункт о так называемой "договорной подсудности". То есть банки включают в кредитный договор условия, лишающие потребителя законного права защиты в суде по территориальному признаку, например, по месту его пребывания. Роспотребнадзор намерен информировать потребителей об их правах, а также делать заключения в ходе судебных процессов. Но в целом, Онищенко призывает территориальные органы урегулировать споры между потребителями и кредитными организациями в рамках работы своих общественных приемных. Как показала практика в таких случаях часто достигается компромисс между кредитором и заемщиком.

Как отмечается в документе, наибольшее количество обращений граждан на нарушения их прав потребителей, в том числе по вопросам территориальной подсудности, поступает в отношении ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк".

Управляющий партнер юридической компании "Добронравов и партнеры" Юрий Добронравов сообщил Вестям.Ru, что никакого нормативного содержания письмо Роспотребнадзора для банков и судов нести не может, поскольку "договорная подсудность" предусмотрена Гражданско-процессуальным кодексом. Инициатива Онищенко, таким образом, может вылиться лишь в волну придирок к непослушным банкам. Особого смысла в борьбе с "договорной подсудностью" в договорах банков с потребителями юрист не видит, в отличие от борьбы со скрытыми комиссиями, которые в разы увеличивают проценты по платежам. Если же банковским юристам придется, как предлагает Роспотребнадзор, больше времени проводить в командировках, судясь с неблагополучными кредиторами по месту пребывания, то это может отразиться на стоимости выдаваемых кредитов.

Однако ведомство Онищенко отмечает, что выявленные соглашения между потребителями и банками не имеют отношения к договорной подсудности, предусмотренной положениями статьи 32 ГПК РФ. "Указанная договорная подсудность является элементом процессуальных действий сторон гражданского дела в рамках судопроизводства", - подчеркивается в пресс-релизе.

Как поясняет Роспотребнадзор, "договорная подсудность", практикуемая банками при кредитовании потребителей, является элементом договорных общегражданских правоотношений и "противоречит требованиям законодательства РФ о защите прав потребителей". "Включение в кредитный договор условий, лишающих потребителя его законного права выбора способа защиты в суде по территориальному признаку, в том числе по месту его пребывания, составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ (нарушение права потребителя на получение информации о товаре, услуге )", - говорится в сообщении.

Представители "Хоум Кредита", суть претензий к которым пока неясна, ситуацию не комментируют. В других банках ситуацию, сложившуюся с коллегами, комментировать не решаются, но отмечают, что наведение порядка в сфере кредитования назрело уже давно.

Ранее Роспотребнадзор уже обращал внимание на банк "Русский стандарт", к которому имелось большое количество претензий по Красноярскому краю. В результате банк оказался под пристальным взором не только службы Онищенко, но и Генпрокуратуры, антимонопольной службы, Центрбанка и Росфинмониторинга. Теперь претензии к "Русскому стандарту", судя по всему, сняты. Роспотребнадзор заявил, что банк отказался от практики взимания дополнительных комиссий, платы за досрочное погашение кредита.

Аналитик ИК "Финам" Владимир Сергиевский рассказал Вестям.Ru, что потребительское кредитование является наиболее быстро растущим сектором. С одной стороны, спрос на кредиты повышается, с другой стороны, банки стараются получить от этого прибыль. "Конечно есть банки, которые имеют агрессивные темпы развития и навязывают "сопутствующие" услуги, но это не носит массовый характер, а лидеры рынка действуют строго в рамках закона", - отмечает аналитик.

Источник:Вести.Ru
Наверх