Картонные крылья. Реальные цены на авиабилеты не соответствуют рекламным обещаниям
Лето – пора отпусков. Особенно в Томске, добрая половина жителей которого связана с образованием, то есть имеет гарантированный отпуск в «теплое» время года. Не имея никакой возможности отогреться после суровой зимы, они просто мечтают махнуть куда-нибудь поближе к теплу, а потому, узнав из рекламного ролика по телевизору, что билет до Москвы стоит около 2800 рублей, решают отправиться на отдых через столицу. По деньгам это пусть и немного дороже, зато быстрее. Опять же на достопримечательности столичные (а также магазины) посмотреть время будет. Однако с мечтами и планами многим придется расстаться: в авиакассе выясняется, что рекламу по телевизору гоняют старую, а самый дешевый билет до Москвы стоит совсем не 2800, а почти 5000 рублей.
Холодный демпинг
К высоким ценам на авиабилеты жителям Сибирских Афин не привыкать, как, впрочем, и к фактическому отсутствию вариативности маршрутов (кроме Москвы, на самолете можно добраться до Стрежевого да чартером на юг). До прихода на томский рынок авиаперевозок «Владивостокавиа» и компании «Красэйр» в небе над Томском безраздельно властвовала авиакомпания «Сибирь». Цена авиабилета до Москвы и обратно в те времена равнялась 9000 рублей. В результате прихода конкурентов («Владивостокавиа» и «Красэйр») не только разрушилась монополия «Сибири» и увеличилось количество московских рейсов, но приблизительно в два раза упали цены на авиабилеты.
В такой ситуации авиакомпания «Сибирь» явно почувствовала себя неуютно. А потому в ноябре прошлого года руководство «Сибири» устроило пресс-конференцию для журналистов, на которой директор Сибирского регионального филиала авиакомпании Сергей Степанищев, специально приехавший из Новосибирска, заявил, что «несмотря на приход сразу двух конкурентов, количество пассажиров на наших рейсах в прошлом (в октябре 2005-го – ред.) месяце сократилось лишь на 5 процентов». Он также заверил, что демпинг, вероятнее всего, продлится до лета, и уж тогда авиаторы покроют свои убытки за счет сезонного роста потребительского спроса. Тогда же в интервью «Томскому вестнику» директор регионального филиала «Сибири» рассказал, что, по его мнению, реальная цена авиабилета Томск-Москва-Томск для самолета Ту-154 - 9 тысяч рублей. Полет до Москвы обходится авиакомпании в 450 тысяч. Если в самолете будет сидеть 100 человек, стоимость одного билета должна быть 4,5 тысячи рублей, то есть 9 тысяч туда-обратно». Однако Сергей Петрович почему-то ни слова не сказал о том, что 9000 рублей – это самый дешевый тариф. Существуют и другие тарифы, например, бизнес-класс, общая стоимость тех билетов вполне может окупить полет до Москвы.
Дал слово – держи
Сергей Степанищев - единственный, кто по осени публично объяснил позицию и перспективы своей компании относительно формирования цен на гражданские авиаперевозки. Представители остальных игроков на томском рынке авиаперевозок от комментариев тогда воздержались. Зато в преддверии отпускного сезона от демпинговой политики разом отказались все. На сегодняшний день самый дешевый тариф на рейс Томск-Москва-Томск у авиакомпании «Сибирь» в ценовом отношении равен 9050 рублям, у «Владивостокавиа» - 9800, а у «Красэйр» - 9200. Но это, что называется, лишь голый тариф. Приобретая билет, необходимо также заплатить и аэропортовый сбор, который равен 1983, 196 и 1786 рублям соответственно, для каждого из перевозчиков.
Еще раз о тарифообразовании
Однако это совсем не означает, что пожелавший отправиться в Москву томич сможет с наименьшими затратами приобрести авиабилет. Причина банальна: количество дешевых билетов ограниченно, и их может элементарно не оказаться в кассе. Тогда если, конечно, есть такая необходимость, придется воспользоваться другим тарифом, которых просто бесчисленное количество. У «Сибири» их 12 (от 9050 рублей в обе стороны за услуги эконом-класса до 64000 рублей – за комфорт в бизнес-классе). «Владивостокавиа» предлагает 11 тарифов (от 9800 до 36000 рублей). Лидер по тарифам – авиакомпания «Красэйр», у которой их 18 (от 9200 до 25000 рублей). К тому же тарифы могут сочетаться друг с другом, образовывая тем самым не только новый тариф, но и новую цену билета. Этого правила придерживается каждый авиаперевозчик на томском рынке.
На формирование цен на авиабилеты не последнюю роль играет курс доллара. Его колебание в сторону повышения влечет рост цен на авиабилеты. Известно это станет, правда, не сразу, а лишь первого числа следующего месяца. Как утверждают сотрудницы томских авиакасс, в конце месяца они, как правило, предупреждают интересующихся расценками клиентов о возможном скачке цен. Причины столь жесткой увязки курса валют с конечной ценой авиабилета (учитывая, что цены на топливо к этому курсу напрямую не привязаны) остаются тайной.
- Очень часто к нам в кассу приходят люди, которые специально звонили и узнавали цены или просто услышали старую рекламу по телевизору, а денег на билет все равно не хватает, - рассказала не пожелавшая назвать своего имени кассир.
Однако не стоит надеяться, что вслед за падением американской валюты следует ожидать снижения цен на авиаперевозки. В этом случае расценки просто замирают на время.
Сравнительная таблица тарифов авиакомпании «Сибирь» (с учетом всех сборов)*