Капитальная зачистка

25 Апреля 2006

После длительного перерыва, связанного с ремонтом, вновь открылся мемориальный музей истории политических репрессий «Следственная тюрьма НКВД».

- Мой отец, Игорь Владимирович Ольгович-Жданенко, работал завучем средней школы в Каргасокском районе, в 1938 году должен был состояться первый выпуск в этой школе, а в 1937-м папу арестовали – забрали прямо с пристани, когда мы вернулись из отпуска, - доцент филфака ТГУ Светлана Ольгович, вспоминая прошлое, волнуется.

– В 1958-м, в разгар хрущевской оттепели, мама пошла в «органы», чтобы узнать судьбу своего мужа, но с ней очень жестко поговорили и не показали никаких документов. Спустя четыре года я сделала запрос в Москву и получила ответ, что И.В. Ольгович-Жданенко умер в 1944-м от воспаления легких. И только в начале 90-х, когда разрешили смотреть дела репрессированных, я узнала правду: отца расстреляли 4-5 (так написано в документе) ноября 1937 года.

Светлана Игоревна протягивает пачку фотографий из семейного архива заведующему музеем Василию Ханевичу:

- Еще у меня есть папина стеклянная чернильница в виде гири. Принести?

- Конечно. За каждой вещью, хранящейся в фондах музея, - судьба человека.

- Это место, - Светлана Ольгович окидывает взглядом экспозиции, - тяжелое, скорбное: ведь это бывшие застенки НКВД, здесь пытали и расстреливали. Но в сегодняшнем виде это святое и нужное место, потому что только так можно сохранить память о людях с исковерканными судьбами и о жутком периоде в истории нашей страны.

Первый в России музей истории политических репрессий был открыт в Томске в 1996 году. Помимо активистов «Мемориала», его создавали рядовые люди, то есть фактически это был народный музей. С его экспозициями знакомились Александр Солженицын, Никита Струве, другие известные политические и общественные деятели. Однако постепенно, по словам Василия Ханевича, «зона приема» посетителей пришла в такое состояние, что потребовался капитальный ремонт. В прошлом году музей был закрыт. И вот после реконструкции, проведенной фирмой «Нокс», состоялось его публичное открытие. Это событие удивительным образом совпало с Международным днем памятников и мемориальных мест.

Сегодня постоянная экспозиция музея, расположенная на 200 квадратных метрах, включает реконструированный тюремный коридор, восстановленный интерьер камер с использованием подлинных тюремных дверей и нар. В четырех залах (бывших камерах) расположились экспозиции «Кабинет следователя», «Большой террор», «Расстрельный крест», «Колпашевский яр», «Белостокская трагедия», «Они тоже ковали Победу» и персональные стенды с биографическими материалами и документами, в том числе – поэта Николая Клюева и философа Густава Шпета, расстрелянных в Томске.

Войти в помещение музея после ремонта можно не со двора, а со стороны сквера Памяти. Получилось, что музей вместе с памятниками жертвам большевистского террора, депортированным калмыкам и репрессированным полякам представляет отныне единый историко-архитектурный мемориальный комплекс, ставший одной из визитных карточек Томска. А у руководства музея вызрела еще одна идея: внизу, под камерами, есть комната, служившая когда-то угольным складом, а во времена большевистского террора предназначенная для расстрелов, - хорошо бы реставрировать и ее. Руководство «Нокса» против идеи не возражает. Так что, возможно, в обозримом будущем музейный комплекс пополнится еще одним печальным свидетельством страшной эпохи.

Наверх