Каменный цветок града Свияжска

04 Марта 2013
Фото: с cайта www.palomniki.su Каменный цветок града Свияжска

Успенский монастырь называют каменным цветком, который расцвел в XVI веке среди деревянного тогда града Свияжска - древнейшего русского города Среднего Поволжья. Из тысячи православных обителей России лишь несколько десятков сохранили целостные древние ансамбли. Остальные были сильно искажены в XIX веке. Еще меньше осталось таких, чей облик сложился в XVI веке и раньше. И, наконец, еще меньше тех монастырей, древнейшие ансамбли которых пережили революцию и дошли до наших дней. Свияжский монастырь - один из тех, который был основан в XVI веке и сохранил первоначальный облик до сего дня.

Уникально и то, что в момент основания обители храм был сразу построен из камня, а не из дерева, как это делалось обычно.

Уникально и то, что в момент основания обители храм был сразу построен из камня, а не из дерева, как это делалось обычно. Церковь в камне обозначала лишь одно - Православие пришло в эти края не просто всерьез и надолго, а раз и навсегда. Такие внушительные соборы столичных пропорций ставят лишь как знамение победы и уверенности в будущем. - Традиционно как образуется монастырь? - рассуждает игумен Силуан (Хохиашвили), наместник Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря. - Вокруг некоего подвижника собираются ученики, и, спустя время, начинается строительство храмов. А здесь наоборот: приходит братия, и все начинается со строительства храмов. Еще при жизни первого настоятеля святителя Германа были построены два больших белокаменных храма. Можно сказать, что это вообще первые каменные строения в Свияжске. Святитель Герман не только был строителем Успенского собора, но и его первым настоятелем. Вскоре статус главного миссионерского монастыря новой земли был закреплен присвоением его настоятелю сана архимандрита, весьма редкого в то время в России. Это было явление почти исключительное: настоятель только что основанного монастыря сразу получил столь высокий сан! «Вообще Успенский Свияжский монастырь, - рассказывает отец Силуан, - был седьмым монастырем в списке значимых монастырей Русской Православной Церкви. Он имел очень большое значение для Казанской епархии, считался богатейшим, главнейшим монастырем епархии. Если Казанский архиерей отправлялся на какие-то Соборы, церковные или земские, то с ним всегда ехали два архимандрита: один был как раз настоятель Успенского монастыря, а другой - Спасо-Преображенского, который, к сожалению, не сохранился». Раньше в народе большой белокаменный собор именовали «царь». Так вот, «царь» пришел в Среднее Поволжье, в сердце бывшего Казанского ханства! Строился храм псковскими мастерами во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем, которых считают также строителями Благовещенского собора Казани и храма Василия Блаженного в Москве. Нарядный и одновременно таинственный вид придает церкви открытая галерея-гульбище с южной и северной сторон. В допетровский период русского зодчества традиция обносить храмы галереями была очень распространена. Но еще уникальнее фрески Успенского собора, которые были написаны в конце XVI века. Это один из двух сохранившихся в России полных ансамблей фресок того периода.

Фрески покрывали весь храм и по сводам, и по стенам, и по квадратным столпам. Общая площадь всех росписей - более тысячи квадратных метров.

Вообще, церковной живописи того времени почти не сохранилось, она до сих пор остается в тени для искусствоведов, а в XIX столетии она пугала своей кажущейся «неканоничностью сюжетов и отсутствием богословской мысли». Пугала даже некоторых архиереев, привыкших к европеизированной живописи. Один из настоятелей Успенского монастыря XIX века даже предлагал переписать соборные фрески и обратился с прошением к Синоду. Но в ответе Синода было впервые в истории отмечено особое значение этих древних фресок, а Владыке запретили их искажать. «Фрески - это такой способ, когда все делается мгновенно, моментально, - рассказывает игумен Силуан. - Буквально за один летний сезон все расписывается, и позже к фрескам никаких дополнений уже не было.В момент реставрации сам храм был перестроен, но фрески не дописывались и не изменялись - это цельный памятник, дошедший до нас». Фрески покрывали весь храм и по сводам, и по стенам, и по квадратным столпам. Общая площадь всех росписей - более тысячи квадратных метров. Самые интересные из них в алтаре. Предположительно, именно там написано изображение Иоанна Грозного. Если предположение верно, то это - «единственное дошедшее до наших дней в монументальной живописи изображение молодого Иоанна Грозного». Много необычного и таинственного открывает нам мир священных фресок. Но самое «раритетное» - изображение святого Христофора с лошадиной головой. Оно больше всего обращает на себя внимание и специалистов, и обывателей, оно - тот единственный, ни на что не похожий бутон в цветнике фресок, о котором говорят все и уж точно не забывает никто из увидевших. Одна из версий странного присутствия лошадиной (а в других иконографических вариантах древности - песьей) головы святого - он, якобы, выходец из мифической страны киноскефалов, где все такие. Как известно, еще со времен Геродота, то есть с V века до Р. Х., повелось про дальние неизвестные земли писать небылицы. Так было в античности, но народная молва сохранила подобные сказания еще дольше. Другая версия: просьба к Богу самого юноши Христофора дать ему «скотскую внешность», чтобы постоянные взгляды женщин на его необычную красоту не мешали сосредоточенной молитве и аскетичной жизни.Церковь усиленно боролась с обеими версиями, все подобные изображения святого мученика Христофора уничтожались или переписывались, и потому, «вероятно, ныне это единственная уцелевшая фреска такого рода». Таков главный храм монастыря. Главный, но не единственный: Никольский храм был построен в 1556 году и использовался как трапезная. Внутри был похож на Грановитую палату Москвы, а снаружи выросла великолепная 43-метровая колокольня - чуть младше самой церкви, но тоже XVI века. «Очень интересно, насколько почитаем был святитель Николай Чудотворец, - отмечает игумен Силуан. - Все-таки какой храм и в честь кого, во многом зависит от настоятеля. Видимо, в жизни святителя Германа Николай Чудотворец играл большую роль. Потому что первый храм, хотя монастырь Успенский, построен во имя Святителя Николая. Успенский собор построят позже».

В самые страшные годы Октябрьской революции и начала гражданской войны настоятелем Свияжского Успенского монастыря был епископ Амвросий. Он оказался одной из первых жертв красного террора в Казанской епархии. Большевистские комиссары без суда приговорили Владыку к смерти. Перед убийством мученика подвергли истязанию, привязав к хвосту бешеной лошади. В наше время священномученик Амвросий Свияжский причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Во время кампании по изъятию церковных ценностей и «разоблачению поповских обманов» вскрыли мощи святителя Германа. До этого из уст в уста в народе передавалось предсказание, что когда вскроют мощи святого Германа, Свияжск ждет большое бедствие. Так и случилось - будто душа отлетела от города, ангел-хранитель от него отвернулся. В запустение пришел древнейший русский город Среднего Поволжья, разъехались люди, опустели дома и церкви. Концлагерь, а затем и психиатрическая больница - вот чем на долгие годы стал великий Успенский монастырь. Возрождение его как действующей мужской обители началось лишь в 1997 году. Мощи святителя Германа вернулись - та их часть, которая уцелела. Может быть, пророчество исполнится и в обратном смысле: Свияжск пришел в запустение, когда святой покинул его... Свияжск возродится после того, как святой в него вернулся?

На правах рекламы

Источник:www.palomniki.su

Комментарии

Наверх