Как я дурила людей в магазине бытовой техники. Часть I

01 Января 1970
Автор: Евгения Супрычева. Фото: Рис. Валентина Дружинина. Как я дурила людей в магазине бытовой техники. Часть I

Корреспондент «КП» устроилась продавцом в крупную торговую сеть и узнала, какая рухлядь скрывается под громкими брэндами

Не знаешь - наври
 
По выходным в «Хитпарадо»* толкучка. Я бегаю между рядами и потею.
 
- Девушка, а этот холодильник где собирали? - останавливает меня тетка в берете.
 
- Где-где? - судорожно соображаю. - Вы бы еще про компрессор спросили...
 
В технике я полный ноль. Про таких говорят: «Здравствуй, дерево!» Но, когда я пришла устраиваться сюда на работу, Алексея, директора магазина, такая мелочь не смутила.
 
- Выучишь пару терминов, - говорит, - а дальше импровизируй. Тут толком никто ничего не соображает.
 
Как позже выяснилось, в магазине страшная текучка. Продавцы увольняются влет: начальство дурит с зарплатой (вместо обещанных 20 выдают всего 15 тысяч рублей). За пару месяцев консультанты не успевают выучить даже элементарные вещи. Что такое «вертикальный гриль», знают единицы (и это, как правило, покупатели). В самом магазине никакого инструктажа. Но меня одолевает жажда знаний.
 
- Оксана, - дергаю за руку старшего продавца, - а в масляном обогревателе какое масло? Подсолнечное или кукурузное?
 
- Что? - опешила женщина. - По-моему, тут вообще фреон.
 
- Вряд ли, - качаю головой. - Фреон в холодильниках, чтобы морозили.
 
- Точно! - хлопнула себя по лбу Оксана. -  Не парь мозги, прочитай инструкцию.
 
Инструкция на складе. Кладовщику искать ее лень. Дал первую попавшуюся - оказалось, от стиральной машины.
 
- Сойдет! - благодарю парня.
 
Как продать левак
 
- Вы знаете, что эта машинка супертихая? - козыряю познаниями перед очередной покупательницей.
 
- Да и бог с ней! - кивает женщина. - Мне важна сама фирма. Оформляйте.
 
- Женя, я тобой недоволен! - подходит директор. - Ты идешь на поводу у покупателей.
 
- В смысле? - недоуменно моргаю. - Она же взяла дорогую машинку...
 
- Дорогую, - подтвердил директор. - Но неправильную.
 
Оказывается, в первую очередь надо предлагать товары с пометкой «лидер продаж». От них магазин получает больше всего маржи (чистой прибыли). Тому, кто активно продает «лидеров», по итогам месяца - премия.
 
И, похоже, она достанется мне. Всучить человеку «лидера» - раз плюнуть. Ну в самом деле: цена приемлемая, производитель сомнения не вызывает, чего бы не взять?
 
Как выяснилось, есть причина.
 
- Это «серые» поставки, - кивает на товар моя напарница Лена. - Контрабанда! Продукция завезена в Россию нелегально. А значит, идет без гарантии.
 
- Так вот же гарантийный талон! - достаю из микроволновки листочек.
 
- Талон есть, - соглашается напарница. - Но  в мастерской с ним пошлют куда подальше. Они там первым делом уточняют, легально ли завезли эту партию. Если нет, до свидания!
 
Человек в панике бежит в магазин. Орет, требует замены товара.
 
- И что? - спрашиваю.
 
- Ничего, - пожимает плечами Лена. - Мы в шоке. Ничего не понимаем. Просим «психопата» написать заявление.  Написал - выбросили. Через какое-то время снова прибегает. Мы опять в шоке. Какое заявление? Оно утеряно - пишите другое.
 
Если покупатель неприлично настойчивый, «хитпарасты» переходят к плану «Б». Дескать, мы должны провести экспертизу. Но мастер из нашего сервис-центра сможет подъехать к вам только месяца через три-четыре. Не можете так долго ждать? Ну а как по-другому? В итоге человек понимает, что проще раскошелиться в сервисе, чем искать правду там, где ее нет.
 
«Инвалиды» на витрине
 
- Но если та же стиралка полетела в первый месяц работы, - подымает указательный палец Лена, - и еще не потеряла товарный вид, то меняем на новую без вопросов. 
 
И вот тут начинается самое интересное... Выяснилось, что сломанный товар отправляют в сервис-центр магазина. Там его вскрывают, «лечат» и снова запаивают все пломбы. Через неделю бэушная стиралка как ни в чем не бывало красуется на витрине. Правда, теперь она идет со скидкой. Но не потому, что это «восстановленный» товар, а просто «его слишком много на складах». Так звучит дежурная отговорка продавцов...
 
Я целый час изучала «инвалидов» из разных отделов. Внешне они прекрасны. Черта с два отличишь от нормального товара! Единственная примета: у сэконда, как правило, нет коробки. Так, согласно официальной версии ее потеряли на складе. Готовы упаковать в пупырчатый целлофан - вы, главное, берите. Будет что вспомнить...
 
СОВЕТЫ «КП»
 
Выбирайте технику правильно
 
Если товар завезен легально, инструкция и гарантийный талон будут на русском языке. Проверьте.
 
Все официальные поставки сертифицируются. Посмотрите в инструкции, кто сертифицировал это изделие (если никто, то все равно впишут какую-нибудь контору и поставят ее фирменный значок). А вот на коробке штамповать значок ленятся. Смотрите в оба.
 
У товара некоторых брэндов гарантия действительна только в течение двух лет с момента производства. Уточните в инструкции дату изготовления изделия.
 
ОФИЦИАЛЬНО
 
За контрабанду грозит срок
 
- По факту реализации контрабанды сейчас возбуждено уголовное дело, - говорит пресс-секретарь отдела по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Москвы Филипп ЗОЛОТНИЦКИЙ. - Фигурантом выступает довольно крупная фирма. В случае признания вины владельцам фирмы согласно статье 188 УК грозит штраф в размере миллиона рублей и срок заключения до 12 лет.
 
Что же касается фальсификата (подделки под известные брэнды), за последние несколько лет к нам не поступило ни одной жалобы от российских представительств держателей брэнда. Вернее, поступало, но не на крупные торговые сети. Соответственно у нас не было повода навещать эти магазины с проверками такого рода.
 
КОМПЕТЕНТНО
 
Михаил АНШАКОВ, председатель Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль»: «Из покупателей делают посмешище!»
 
- К нам довольно часто приносят на экспертизу товар, купленный в «Хитпарадо». Внешне - все идеально. Но стоит снять корпус, и просто диву даешься: спайки на матрицах, восстановленные детали, притом зачастую не «родные». Бывает, что нет половины комплектующих, которые предусмотрены технической документацией. Мало того что человека не будет обслуживать фирменный сервис-центр, но и остальные за работу берутся с оговорками. Дескать, непонятно, что вы тут напаяли... Человек бежит в магазин. Там ему цинично отвечают: «А что же вы, батенька, занимались «самолечением»?» И вот покупатель как дурак пытается доказать, что ничего сам не паял. Если человек упрямый и доходит до суда, то, как правило, выигрывает. Суд выносит решение заменить изделие на новое и назначает сумму морального вреда - до 5 тысяч рублей. За последний год с нашей помощью москвичи выиграли порядка 30 дел под кодовым названием «восстановленный товар». Людям заменили технику или вернули деньги. К сожалению, «продажа товара ненадлежащего качества» - это статья Гражданского кодекса и к уголовной ответственности директоров магазинов привлечь не удастся.
Источник:Комсомольская правда
Наверх