Иранское ядерное досье: «а был ли мальчик»?
Весной 1995 года разразился первый большой международный скандал из-за утечки секретного протокола о ядерной российско-иранской сделке. Этот документ неофициально распространялся (уже в переводе на английский) в кулуарах международной конференции ООН по продлению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и стал настоящим бестселлером.
Из него следовало, что Россия собирается построить для Ирана атомную станцию в Бушере, предложить свои легководные реакторы, поставлять для них ядерное топливо, возвести центрифужный завод, обучить иранских специалистов и т.д. Ежегодный объем поставок топлива в Иран оценивался по этой сделке в $30 миллионов. Общая стоимость контракта составила около $800 миллионов.
Но руководство России месте с иранскими властями открещивалось от этой бумаги. А буквально через несколько дней президент Клинтон на встрече в Москве предъявил этот же документ президенту Ельцину! И Ельцин, который никогда не отменял принятых ранее решений, вынужден был согласиться, что сделка «содержала компоненты для создания ядерного оружия» и заверить Клинтона и весь мир, что «мы решили исключить этот аспект из контракта». И исключили.
Беспрецедентное давление на президента России продолжалось. Американцы дожали-таки Ельцина, и премьер Черномырдин по его поручению подписал с вице-президентом США Гором секретный меморандум о сворачивании «опасного» сотрудничества с Ираном после 31 декабря 1999 года. В тот Новый год больной Ельцин покаялся за прегрешения и ушел на покой с главной задачей — «продление своей жизни». Не известно, что он испытывал, когда вскоре в США в пылу предвыборной президентской гонки обнародовали этот унизительный для России документ. Но Владимиру Путину, похоже, это не понравилось. По крайней мере, эта односторонняя огласка дала ему повод отменить секретный меморандум и продолжить набивать оскомину США «ядерными» отношениями России с Ираном.
Новая российско-иранская ядерная сделка о поставках 100 тонн ядерного топлива, подписанная в конце прошлого года, вызвала новую «цунами», несмотря на то, что Россия не нарушили никаких международных законов или договоренностей.
Так почему же Белый дом так озаботился девственностью российско-иранских «ядерных» контрактов? Вопрос тем более интересен, что сами США в отношениях с Ираном давно уже ее потеряли.
Еще в 1970-е годы иранский шах Пехлеви одобрил долгосрочную программу развития ядерной энергетики — он собирался построить 23 АЭС электромощностью более 20 тыс. МВт! И тогда США не заикались о военной трансформации его ядерной программы. У шаха с Америкой была взаимная любовь. Но и на шаха бывает проруха: грянула революция, и любовь закончилась — к власти пришел антиамериканский режим. К тому времени ФРГ уже пять лет строила АЭС в Бушере, вложив в нее более 5 миллиардов марок. Но после смены режима американцы сделали всё, чтобы ФРГ разорвала с их врагом выгодный контракт.
Нечто подобное происходит сегодня и с поставкой российских реакторов в Бушер. США вот уже десять лет перманентно переживают, что советский легководный, которым Россия собирается снабдить иранскую АЭС, поможет развитию его ядерной военной программы. «И при этом, — заявлял еще в 1995 году Дэвид Фишер, бывший заместитель гендиректора МАГАТЭ, — буквально умоляют установить реактор точно такого же типа в Северную Корею, страну, которая нарушила гарантии МАГАТЭ и собиралась выйти из ДНЯО (и уже вышла — А.Я.), говоря всему миру, насколько легководный реактор безопасен с точки зрения ядерного нераспространения». А ведь он тоже нарабатывает некоторое количество плутония. И сами США продают свой легководный реактор в ЮАР, Японию, Южную Корею и т.д.
Свято место пусто не бывает. Нет сомнений в том, что если бы политическая ситуация в Иране снова изменилась в пользу США, то они бы с превеликим удовольствием обустроили в этом нефтяном раю свое ядерное присутствие. Двойные стандарты и двойная мораль, увы, — закон любого бизнеса, а особенно — в ядерной сфере.
Еще 10 лет назад, в разгар скандала с российско-иранским ядерным протоколом, Фишер в интервью московскому журналу «Ядерный контроль» раскрыл секреты США, заявив, «что именно США в 1976 году собирались передать в руки Ирану оружейный плутоний, — уже была готова сделка о строительстве АЭС, предназначенной для производства атомной энергии для Ирана и соседних стран, при поддержке США. Этот объект должен был, согласно задумке, поставлять плутоний на 23 запланированные шахом АЭС, а также в Турцию и другие соседние страны». Но никаких ссылок на документы он тогда не представил.
И вот 30 лет спустя эти материалы были в США официально рассекречены. Оказывается, в 1976 г. президент Джеральд Форд подписал документ о покупке Ираном американских ядерных реакторов и оборудования для получения плутония из отработанного топлива АЭС. Почти $6 миллиардов — такова была общая сумма сделки. И речь шла — внимание! — именно о технологиях полного ядерного цикла.
Сегодня больше всех против российско-иранского ядерного сотрудничества выступают высокие персоны из администрации США — Ричард Чейни, Доналд Рамсфелд. А ведь именно они, 30 лет назад занимая главные посты в сфере национальной безопасности, участвовали в подготовке Меморандума N292 «О сотрудничестве между США и Ираном в области ядерных исследований». Подписал его в 1975 г. тогдашний госсекретарь США Генри Киссинджер. Именно эти VIP-персоны продвигали баснословные иранские сделки с американскими корпорациями General Electric и Westinghouse. Эти контракты позволяли Тегерану самому распоряжаться плутонием и обогащенным ураном.
К чему бы это привело, нетрудно догадаться. Недавно бывший американский посол Том Грэм, занимающийся контролем над вооружениями, полагая, и вполне небезосновательно, что вряд ли широкая общественность знает все детали отношений Ирана и США 30-летней давности, подтвердил эти догадки: «Шах Ирана стал проявлять интерес к ядерной энергии в 70-е годы и, можно не сомневаться, что его целью было получение атомной бомбы». Правда, он «забыл» сказать, что эту ядерную бомбу персы едва не получили из рук США.
Сегодня же эти господа громче всех обвиняют Россию в потакании ядерным амбициям Ирана, пытаются оказать давление на Москву, а самому Ирану грозят всяческими карами и даже войной.
В прошлом году Генри Киссинджер заявил, что использование ядерной энергии Ираном является «пустой тратой ресурсов, ведь он крупная нефтедобывающая страна». И Дик Чейни сегодня так и «не может понять, зачем Ирану нужны ядерные энергетические мощности», поскольку «у них полно нефти и газа». Слушать это сегодня довольно забавно — 30 лет назад они так же пассионарно объясняли миру внедрение американских ядерных технологий в Иране якобы истощением его природных ресурсов.
Поэтому не надо заблуждаться, слушая обличительные речи новой старой администрации президентов Форда-Буша в адрес российско-иранских ядерных контактов. Всё дело в элементарной конкуренции, переделе сфер мирового влияния, прямого доступа к нефтяным богатствам Ирана. И подозрения Белого дома, что Иран ведет разработки атомной бомбы, могут оказаться для Вашингтона в этой жесткой геополитической игре всего лишь удачной разменной монетой: иранская нефть (по иракскому сценарию) и все остальное, о чем мечтали в Америке еще 30 лет назад, для США в обмен на «ядерные» интересы России в Иране.
Американцы хотят прямого доступа к иранской нефти, и для этого им надо нести свою демократию «порабощенным» персам (сценарий до боли знакомый, не так ли?). Чтобы экспортировать ее с чистой совестью, они должны доказать миру, что Иран если и не имеет, то стремится заиметь свою атомную бомбу, которую затем вполне может сбросить если не на США (вряд ли у него есть такие средства доставки), то на Израиль. После досадной (если не преступной) «ошибки» ЦРУ с иракской атомной бомбой, сделать это будет намного труднее.
Но это уже другая (и пока весьма туманная) история иранской ядерной программы — военной, — которая никаким боком не касается российско-иранского сотрудничества в мирной сфере, как бы об этом не трубили специалисты по «промыванию» мозгов. И о ней — в следующий раз.