Инклюзивное «Диво»
Приоритетный национальный проект «Образование» – один из базовых и масштабных проектов государственной поддержки образовательных учреждений. Основными направлениями в реализации ПНПО для образования являются: поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования; внедрение современных образовательных технологий; повышение уровня воспитательной работы в школах.
В 2012 году в рамках нацпроекта продолжается реализация проектов по направлению «Образование детей-инвалидов», развитие сети дистанционного образования для детей-инвалидов. Каждое направление национального проекта является комплексным и ведет к целому ряду принципиальных подвижек в качестве образования. Разные компоненты национального проекта усиливают друг друга, направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги.
Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения. В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.
Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.
На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.
Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.
ых надзорных органов. Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Российской Федерацией 24 сентября 2008г. подписана Конвенция о правах инвалидов, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006г. Конвенция впервые рассматривает вопросы реализации прав инвалидов не с позиции их приспособления к жизни общества, а с позиции устройства жизни общества таким образом, чтобы в нём учитывались потребности и особенности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Конвенции установлено, что государства-участники признают право инвалидов на образование и принимают исчерпывающие меры для реализации этого права.
В реализации концепции заложены три основополагающих принципа деятельности:
принцип эволюционности развития инклюзивного образования, принцип открытости,
принцип социального партнёрства. Эти принципы позволят привести в действие механизм качественного обновления и порогового повышения эффективности инклюзивного образования, работы с учащимися с ограниченными возможностями обучения, повысить степень удовлетворенности широкой общественности процессом развития инклюзивного образования, обеспечить преемственность общего процесса устойчивого развития образования. Принцип эволюционного развития инклюзивного образования предполагает, что образовательное учреждение, вступающее на путь развития инклюзивного образования, должно соблюдать некий набор условий, позволяющий адекватно действовать в инклюзивной парадигме: принятие философии данного образования, креативная позиция лидера, обученная команда специалистов, специальная подготовленная среда, консолидация возможностей всех социальных партнеров в вопросах социальной заботы о детях-инвалидах, просветительская работа с родителями и педагогами. Принцип открытости означает открытость обществу и ответственность перед пользователями и заказчиками образования, как одно из условий изменения качества образования в сторону улучшения.
Принцип социального партнёрства преемственность и сотрудничество, обмен опытом, наличие единой стратегии скоординированного развития всех частей системы образования, воспитания, социализации и интеграции учащихся с ограниченными возможностями. Вышеназванные принципы тесно взаимосвязаны, могут обеспечивать единство интересов, потенциалов и практических действий, определяют развитие работы с учащимися с ОВЗ. К сожалению, в России понятия "инклюзия" и "инклюзивное образование" не знакомы широкому кругу общественности.
По инициативе Центра психолого-медико-социального сопровождения Республики Бурятия состоялся вебинар на тему: «Социализация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательного учреждения, осуществляющего инклюзивное обучение детей». В рамках вебинара директор Психолого-медико-психологической службы Томска Н.П.Артющенко совместно с руководителем томского регионального общественного движения «Доступное для инвалидов высшее образование» (ДИВО) В.В.Салит рассказали о томском опыте обеспечения равных прав детей и молодежи на получение среднего и высшего образования бурятским коллегам. Стороны обсудили на вебинаре и первые результаты национального проекта «Образование» по обеспечении равноправного доступа к образовательным услугам детям с ограниченными возможностями здоровья.
Томская область по праву считается одним из лидеров нацпроекта по соблюдению прав детей-инвалидов на получение образования в России. С момента старта ПНП «Образование» в регионе введены дополнительные меры социальной поддержки обучающихся инвалидов. Так проиндексирована компенсация затрат на обучение на дому, при этом, установлен районный коэффициент, в зависимости о социально-экономического положения района. Появились такие услуги как социальное такси и транспортировка слабовидящих детей и детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Услугами пользуются тысячи семей по всей области.
Осенью в Томске состоялся круглый стол, посвященный дальнейшему развитию инклюзивного образования. В открытом диалоге представители сферы образования, общественники, родители искали возможности оптимизации межведомственного и межуровневого взаимодействия. С подачи участников круглого стола Законодательная Дума Томской области уже в октябре приступила к рассмотрению и детальной проработке проблем финансового обеспечения прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования.
К слову, после проведения вебинара подобные вопросы обещали обсудить и в бурятском законодательном органе.