Ходорковского и Лебедева обвинили в хищении акций ВНК
По сведениям издания, в 1997 году "ЮКОС" приобрел 54 процента акций ВНК, которая на тот момент владела контрольными пакетами акций "Томскнефти", Ачинского НПЗ и нескольких сбытовых предприятий. До этой сделки ВНК обратилась в оффшор Birkenholz с просьбой приобрести для нее 6,3 процента акций Ачинского НПЗ, причем оплатить их должен был покупатель оставшихся в госсобственности 36 процентов акций ВНК.
Ценные бумаги Ачинского НПЗ, приобретенные Birkenholz, оказались не востребованы на российском рынке. "ЮКОС" также отказался их покупать, поэтому оффшор через суд добился ареста пакета акций "дочки" ВНК "Томскнефти". Однако "ЮКОС" добился снятия ареста и вывел акции дочерних компаний ВНК в оффшоры. Ценные бумаги вернулись в 2000 году, но оказались у "ЮКОСа" как залог под кредит.
Как отмечает газета, под управлением "ЮКОСа" ВНК "лишилась" пяти ЗАО - "Вах", "Васюган", "Игол", "Лугинецкое" и "Стрежевой". Подозревают, что эти компании владели добывающим оборудованием "Томскнефти", хотя сам "ЮКОС" утверждал, что они не имеют никакой ценности. В 2001 году государство решило продать свой пакета акций ВНК, озаботившись возвратом ее активов.
Ущерб был оценен, по данным издания, в 8-9,3 миллиарда рублей. Однако в 2002 году "ЮКОС" и Российский фонд федерального имущества (РФФИ) заключили соглашение, согласно которому компания возвращала в ВНК активы, после чего госпакет акций продавался. Генпрокуратура эти сведения не комментирует.
По мнению адвокатов, если, как, возможно, в данном случае, последствия преступления были устранены и реального ущерба никто не понес, то обвиняемым могут смягчить наказание либо вовсе от него освободить. Напомним, вторая часть обвинений состоит в том, что, как утверждает прокуратура, под руководством Ходорковского и Лебедева, нефть, добытая "дочками" "ЮКОСа", закупалась у них трейдинговыми компаниями по заниженным ценам, а затем поставлялась на экспорт по мировым. Разница оседала в зарубежных оффшорах. Обвиняемым грозит 25 лет тюрьмы к тем восьми, которые они сейчас отбывают за мошенничество, уклонение от уплаты налогов и неисполнение судебных решений.