Грузия попыталась запретить ротацию российских миротворцев
Последние три года лето как-то удручающе действует на грузинских политиков. В частности, им в голову начинают приходить всякие диковинные мысли, которые обычно оформляются в претензии или к российской стороне или к независимым анклавам на самой территории республики - Южной Осетии и Абхазии. В 2004 году Грузия попыталась даже применить силу в отношении Цхинвали, в 2005-м недвусмысленными намеками и даже угрозами пыталась сорвать курортный сезон в Абхазии. На этот раз особое недовольство Тбилиси вызвала ротация миротворческого контингента в Южной Осетии, которая, если кто в Грузии не в курсе, проходит уже далеко не первый год.
Обострение наметилось в середине мая, когда грузины начали периодически замечать у себя над головой неопознанные летающие объекты. Обычно в таких случаях принято вспоминать об НЛО и прочих потусторонних явлениях, однако у Тбилиси получилось разглядеть в этих неопознанных объектах вертолеты, причем, судя по всему, российские. 15 мая Минобороны Грузии распространило информацию, согласно которой неопознанное воздушное судно, предположительно вертолет, дважды осуществил перелет на территории самопровозглашенной республики Южная Осетия. Объединенный штаб Смешанных сил СНГ по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта опроверг это сообщение.
В штабе, в частности, заявили, что "в указанном секторе пролета неизвестного летательного аппарата находится пять миротворческих постов, три из которых - смешанные. Службу на них несут наблюдатели от трех сторон. Ни одним из постов факт пролета не был подтвержден". История повторилась 26 мая, но на этот раз стороны были уже менее сдержанны.
Грузинские СМИ сообщили о том, что российский летательный аппарат, который осуществлял полет со скоростью 200 километров в час и находился на высоте 4,5 километра, проник в воздушное пространство Грузии на 20 километров в Джавском районе. В Министерстве обороны республики происшедшее назвали "грубым нарушением территории страны", которое может вызвать "непредсказуемые последствия". Что это за последствия, разъяснил чуть позже министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили, выступлений которого российская публика в последнее время ждет с особым вниманием - уж больно красиво получается у него эпатировать общественность. Так вот, по словам Окруашвили, "Грузия примет адекватные меры, если будет еще раз зафиксирован случай нарушения воздушного пространства страны российскими самолетами". МИД республики также подписался под угрозой в адрес России.
Отметив День независимости Грузии и полюбовавшись на параде в Тбилиси на американскую, французскую и прочую западную военную технику, олицетворяющую военную мощь страны, грузинские чиновники вдруг осознали крайне неприятную для себя вещь - оказывается ротация российских миротворцев за время грузино-осетинского конфликта, а он продолжается уже 14 лет, производилась без контроля со стороны Грузии. Возмутительно, если учитывать то, что России элементарно более удобно менять своих военнослужащих через Рокский тоннель, соединяющий территорию РФ и Южную Осетию, чем какие-либо другие пункты пропуска.
Сразу напомним, что контингент миротворческих сил состоит из трех батальонов, в каждом из которых насчитывается приблизительно 500 военнослужащих - российского, осетинского и грузинского. Россия проводит ротацию своего батальона в среднем раз в полгода.
На этот раз грузинская сторона стала упирать на то, что ротация миротворческого контингента может происходить только через официальные пункты пересечения российско-грузинской границы, среди которых пункты пропуска в аэропорту Тбилиси и Батуми и портах Поти и Батуми, а также контрольно-пропускной пункт "Верхний Ларс". Как заявил ранее высокопоставленный источник в МИД Грузии, "пропускной пункт "Нижний Зарамаг" (Рокский тоннель) не является официальным".
Россия не прислушалась к грузинским претензиям. 30 мая в Цхинвали прибыли 500 военнослужащих Северо-Кавказского военного округа, которые к 1 июня полностью заменят российский миротворческий батальон из состава Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-югоосетинского конфликта. Прибыли российские военные, само собой, через Рокский тоннель, что вызвало ярость официального Тбилиси.
Министерство обороны Грузии распространило заявление, в котором российские военные назывались "уголовными преступниками", поскольку "ротация не была согласована с сопредседателем Смешанной контрольной комиссии от грузинской стороны", а "так называемые российские миротворцы обошли стороной единственный легитимный пограничный пропускной пункт Казбеги - Верхний Ларс". В Тбилиси решили не скупиться на громкие эпитеты и прошлись по россиянам со всей тщательностью. "Все так называемые российские миротворцы, которые не имеют виз, выданных соответствующими органами правительства Грузии, в соответствии с законодательством Грузии представляют собой уголовных преступников", - заключили грузинские военные.
На следующий день министр обороны РФ Сергей Иванов "успокоил" грузинскую сторону, заявив, что ротация миротворцев и в дальнейшем будет осуществляться только через Рокский перевал. "Ротация миротворцев проходит раз в полгода, и никаких планов отменять ее у нас нет. Она осуществляется и будет осуществляться через Рокский перевал", - подчеркнул министр. При этом он обратил внимание своих грузинских коллег на то, что миротворческий контингент в Южной Осетии действует в рамках Смешанной контрольной комиссии, а "в соответствующих соглашениях ничего не говорится о визовом режиме для миротворцев".
Словом, ротация была проведена, как и в предыдущие годы, невзирая на возражения Тбилиси. Но затишья ожидать не приходиться - на днях в головах политиков, представляющих объединение ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), родилась гениальная мысль - противопоставить миротворческим силам СНГ миротворческие силы ГУАМ. Судя по всему, это означает, что скоро Грузия будет расшибаться в лепешку ради того, чтобы заменить российских военных в Абхазии и Южной Осетии на украинских или молдавских. А сами грузины поедут мирить Кишинев и Тирасполь. Поистине, фантазия человеческая безгранична. Правда, стоит признать, что опыт участия в военных действиях (отнюдь не миротворческих) на постсоветском пространстве и у Грузии и у Молдавии имеется. Печальный опыт.