Господа министры, ваш выход!
«Томский вестник» знакомит читателей с министрами России и Германии, которые посетят Томск в дни грядущего саммита.
Кроме главных гостей саммита – президента России Владимира Путина и канцлера Германии Ангелы Меркель – в Томск прибудет около пятидесяти крупных чиновников и бизнесменов с обеих сторон. Среди них - как минимум десять глав министерств, составляющих отраслевые пары. В списке, оглашенном «Белым домом», значатся министры иностранных дел Сергей Лавров и Франк-Вальтер Штайнмайер, министры внутренних дел Рашид Нургалиев и Вольфганг Шойбле, министры экономики Герман Греф и Хайдемари Вичорек-Цойль, министры образования и науки Андрей Фурсенко и Анетте Шаван.
«Тонкий маневр Путина»
Именно так, а никак не иначе, в 2004 году окрестили журналисты назначение министром иностранных дел РФ Сергея Лаврова. Тонкий маневр, по разумению коллег, был направлен в сторону Запада. Лавров, десять лет до этого представлявший Россию в ООН, уважаем в высших общественных кругах Европы и Америки. Столь колоритная фигура у «руля» российского МИДа должна была разубедить западные страны в антилиберализме Владимира Путина и прекратить в его сторону упреки по поводу «закручивания гаек».
Сергей Лавров родился в Москве 21 марта 1950 года, в 1972-м окончил МГИМО. До 1976 г. работал стажером с повышением до атташе в посольстве Союза в Шри-Ланке. В послужном списке нынешнего министра чины третьего, второго секретаря отдела международных экономических организаций МИД СССР, первого секретаря, советника, старшего советника постоянного представительства СССР при ООН в Нью-Йорке. С марта 1993 года – заместитель председателя Межведомственной комиссии по участию РФ в международных организациях системы ООН. С ноября 1993 года – сопредседатель Межведомственной комиссии по координации участия РФ в миротворческой деятельности. С января 1994 по октябрь 1997 года – постоянный представитель РФ в ООН, представитель РФ в Совете Безопасности ООН. В октябре 1997 года был назначен полномочным представителем РФ при Организации Объединенных Наций.
В начале текущего года Сергей Лавров сообщил, что «прошедший год проходил под знаком укрепления страны и увеличения ее влияния на международной арене». «Этому способствовали прагматизм, многовекторность и отказ от конфронтации при защите интересов страны». По сути, министр не отступил от собственной позиции, озвученной им в 2004-м в первом интервью российским телекомпаниям. Тогда он говорил, что страна будет держаться ранее намеченного президентом курса.
«Кто такой Франк-Вальтер?»
Именно такой вопрос задали иностранные журналисты, когда Франк-Вальтер Штайнмайер был назначен главой МИДа Германии. С ноября 1998 года он занимал множество ключевых постов в управлении ФРГ. До этого – статс-секретарь и начальник Государственной канцелярии земли Нижняя Саксония, статс-секретарь Ведомства федерального канцлера, уполномоченный по спецслужбам, начальник Ведомства федерального канцлера... Решения этого человека в прямом смысле определяли судьбу Германии. Однако он всегда избегал прессы и был практически неизвестен публике. А потому весть о назначении его главой немецкого МИДа в прямом смысле ошарашила западных коллег.
Франк-Вальтер Штайнмайер – типичный представитель молодого поколения немецких политических деятелей, рожденных после Второй мировой войны — 5 января 1956 года. С 1976-го по 1982-й изучал правоведение, а с 1980-го также и политологию в университете имени Юстуса Либига Гисене. В 1991 году получил должность референта по медийному праву и политике в отношении СМИ в Государственной канцелярии земли Нижняя Саксония.
Губернатором тогда был Герхард Шредер, будущий немецкий канцлер. Штайнмайер считался очень талантливым чиновником, «трудоголиком» и, кроме того, преданным Шредеру человеком... Между ними быстро завязалась дружба. Шредер и Штайнмайер были окружены большим количеством людей схожих убеждений, которые были также связаны и членством в Социал-демократической партии. Этот своеобразный «круг» быстро получил название «ганноверская мафия».
Ничего удивительного, что, когда Герхард Шредер был избран канцлером, Штайнмайер, будучи членом этой «мафии», занял пост статс-секретаря Ведомства федерального канцлера, уполномоченного по спецслужбам. С 1999 года Штайнмайер работал в качестве начальника Ведомства федерального канцлера. А с приходом к власти Ангелы Меркель получил пост федерального министра иностранных дел.
Чужой для милиции
Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев – выходец из органов госбезопасности. К таким в МВД присматриваются с некоторой опаской. Дескать, на памяти еще дни, когда брошенный из КГБ на укрепление Виталий Федорчук устроил настоящую чистку в милицейских рядах. Увольнял не худших, а лучших – достаточно было одного доноса. Однако, по оценке президента России Владимира Путина, Нургалиев с доверенным 9 марта 2004 года ему постом вполне справляется. Недочеты хоть и есть, но без доработки не остаются.
Генерал-полковник милиции, кандидат экономических наук Рашид Нургалиев родился в 1956 году в семье кадровых сотрудников милиции. В 1974 году поступил в Петрозаводский государственный университет. С 1979 по 1981 годы работал преподавателем физики в школе поселка Надвоицы. В 1981-го начал службу в Комитете государственной безопасности Карелии, где прошел путь от оперуполномоченного Калевальского районного отделения и Костомукшского городского отдела до начальника Медвежегорского районного отделения и начальника отдела по борьбе с терроризмом Республики Карелии.
С 1995 года проходил службу в центральном аппарате Федеральной службы контрразведки, а затем работал в ФСБ. В 2002 году назначен на должность первого заместителя министра внутренних дел России. А с 2004-го возглавил это ведомство.
В феврале 2006 года в «Российской газете» вышла статья, в которой Рашид Нургалиев определяет основные приоритеты в работе МВД. «Мы добиваемся того, чтобы каждый визит человека в милицию, с его бедой и надеждой на защиту, был оправдан. Необходимо, чтобы в обиход вернулось несколько подзабытое словосочетание «народная милиция». Для этого в работе органов внутренних дел выделены приоритетные направления. Профилактика преступности, прозрачность в учете и регистрации правонарушений, требование внимательно относиться к каждому обращению в милицию – все это направлено на защиту интересов гражданина». По сути Нургалиев пытается устранить основной недочет органов: недоверие к ним со стороны граждан.
Архитектор германского единства
Когда в 1998 году Христианско-демократический союз был вынужден уйти в оппозицию из-за скандала с незаконно собранными пожертвованиями на сумму более 2 миллионов марок, это сильно отразилось на авторитете бывшего председателя ХДС Гельмута Коля. В то время возглавлял партию христианских демократов Вольфганг Шойбле. Именно этот скандал помешал ему после отставки Коля получить пост канцлера ФРГ. Шойбле пришлось выступить с публичным покаянием в бундестаге.
Уходя с поста председателя фракции ХДС в феврале 2000 года, Вольфганг Шойбле порекомендовал на свое место генерального секретаря партии Ангелу Меркель, особо подчеркивая тот факт, что ее репутация незапятнанна.
Шойбле называют архитектором германского единства. Именно он, возглавляя в правительстве Гельмута Коля министерство внутренних дел, принимал самое активное участие в объединении ГДР и ФРГ. В октябре 90-го года в него трижды выстрелил неизвестный. С тех пор у Вольфганга Шойбле поврежден позвоночник, и он передвигается в инвалидном кресле.
Это не остановило его карьеру в большой политике. Более того, пост министра внутренних дел вернулся к Шойбле, когда Ангела Меркель одержала в 2005 году победу на выборах канцлера Германии.