Господа и бабки
Виктор Кресс пригрозил чиновникам похудением кошельков.
У Томской области новый главный враг – чиновничья безответственность. Она, если верить ежегодному губернаторскому посланию депутатам областной думы, есть ни что иное, как политический фактор риска. «Да у нас в лесу все нормально – рубят, щепки летят». «Малодебитные скважины – это неинтересно». «Энергосберегающие технологии – это не к нам». За подобные ответы потенциальным инвесторам Виктор Кресс будет теперь не только раздавать на орехи властям предержащим, но и штрафовать их.
Основной тезис губернатора, озвученный на последней Думе (26 января – ред.) – «чиновника надо держать в страхе». А то что-то совсем распустился. Инвестиции неинтересны, видимых успехов в борьбе с коррупцией нет, да и блеска в глазах как-то катастрофически не хватает. Технико-внедренческая зона – обуза, саммит – лишняя морока... Все это, по ощущениям Виктора Мельхиоровича, говорит только о том, что нет заинтересованности в перспективах и конечном результате.
Вот приходит в «Белый дом» потенциальный инвестор, а тамошние обитатели ему – от ворот поворот. Мол, не шибко-то и нужны были ваши финансовые вливания. И, если уж на то пошло, чиновникам надо отвечать тем же. Лишать финансовых вливаний в прежних объемах.
А они таковы. По данным Федеральной службы государственной статистики, средняя зарплата работников органов исполнительной власти Томской области в январе-сентябре минувшего года была 19478,3 рубля. Эта цифра затесалась как раз где-то между зарплатами чиновников Москвы и Московской области (в Первопрестольной получали в среднем 22736 рублей, в Подмосковье – 18154). Для сравнения: даже в более северном Эвенкийском АО власти предержащие довольствовались в среднем 15870 рублями (другие поразительные сравнения см. в таблице – ред.).
"Вообще безответственность нашего чиновничества остается политическим фактором риска...", - сказал однажды Кресс, и - понеслась душа в пятки. Новаторская идея о привязке размеров зарплат чиновников к результатам их деятельности получила публичную огласку. Причем речь шла не о какой-то абстрактной привязке, а о четкой схеме. Видимо, предполагается, что и сами по себе объемы выполненных работ получат некоторую переоценку. Ну, например, платить будут не по количеству подписанных бумажек, а по конкретным делам, которые эти самые подписанные бумажки сделали. Например, притянули в регион столько-то инвестиций – коль уж именно на чиновничий отказ от них делал упор в своей речи Виктор Кресс. Поручение о разработке данной схемы уже дано.
– В первую очередь это коснется структур, отвечающих за тарифы и коммунальные платежи, – сообщил губернатор. – Если плата за тепло выросла на столько-то процентов, на столько же должна сократиться зарплата сотрудников, отвечающих за положение в коммунальной отрасли. Рекомендую также поступить и муниципалитетам.
Со столь радикальным решением областного начальника не совсем согласился спикер Государственной думы Томской области Борис Мальцев. По его мнению, все как раз-таки наоборот: чем больше чиновника пугать, тем только хуже работать он будет. Впрочем, губернаторское поручение еще не исполнено, и томские власти предержащие получают по старинке: в среднем почти как в Москве и чуть больше, чем в Подмосковье. Но есть и третья сторона этой истории, с которой понятно, что с фантастическими получками детсадовских нянечек чиновничьи заработные платы все равно никогда не сравнятся.
Юрий Сухоплюев,
заместитель губернатора по вопросам безопасности и управлению делами:
– К данному решению Виктора Мельхиоровича отношусь положительно. Будет гораздо лучше, если зарплата чиновников станет напрямую увязана с результатами их работы, а результативность начнет измеряться только конкретными делами. Сейчас ведется разработка нормативно-правовых документов, и в ближайшей перспективе данное решение вступит в силу. Уже готов один акт, согласно которому от объемов выполненных работ зависит сумма премиальных, но необходима более жесткая привязка заработной платы чиновников к результатам их деятельности.
Сергей Никифоров,
начальник департамента по информационной политике и работе с общественностью администрации Томской области:
– В принципе, если данные слова губернатора не воспринимать утрированно, то мысль правильная. Потому что, если работа чиновника не будет завязана на определенный результат, который можно проверить конкретными показателями, о какой эффективности этой работы может идти речь? Вот, в регионе снижается объем поступления инвестиций. Кого и как наказывать? Считаю, правильным было бы ввести определенную систему индикаторов, с помощью которых в дальнейшем и начислялись бы зарплаты. В данном случае лучший индикатор – результаты деятельности конкретно взятого чиновника.
Андрей Волков,
правозащитник:
– С точки зрения обывателя считаю, что позиция губернатора абсолютно правильная. С точки зрения буквы закона не все так просто. Есть два закона: «О муниципальной службе в Томской области» и о «Государственной службе в Томской области». Они регулируют денежное содержание чиновничьего аппарата. По ним зарплаты состоят из оклада, надбавок за выслугу лет, за особые условия труда и премии. Плюс к этому – районный коэффициент. Как в условиях существующего законодательства штрафовать, непонятно. Считаю, что, в первую очередь, количество чиновников надо сократить. А те, кто останутся, пусть получают реальные деньги, зато будут действительно эффективно работать.