Город с окнами на север

10 Мая 2006
Город с окнами на север

Жители столицы томских нефтяников смотрят только на соседей.

На прошлой неделе Виктор Кресс заявил, что президент России Владимир Путин согласился с требованием о передаче в федеральную собственность автомобильной трассы Стрежевой – Нижневартовск. Если теперь федеральные власти действительно примут такое решение, жители столицы томских нефтяников – Стрежевого впервые за сорокалетнюю историю этого года наконец-то перестанут чувствовать себя островитянами. Но для этого лицом к стрежевчанам должна повернуться и областная власть. В последние годы жители нефтеграда стали чувствовать, что они слишком дорого обходятся «Белому дому».

О проблеме северного транспортного «узла» «Томский вестник» уже писал. 20 лет жители самого северного города Томской области ждут, когда же все-таки будет построен мост через реку Вах, спроектированный еще в 1986 году? Этот вопрос стрежевчане в последние годы задавали всем, начиная от губернатора и заканчивая президентом страны. В конце зимы горожане собрали несколько тысяч подписей под обращением к Владимиру Путину, в котором просили президента об одном: обеспечить им дарованное Конституцией России право на свободу передвижения. Это письмо, опубликованное, кстати, в первых числах марта в «Томском вестнике», было больше похоже на жест отчаяния. В Стрежевом не скрывали, что, если их опять не услышат, город готов к неожиданным действиям...

Приезжему человеку трудно понять, почему жители столицы томских нефтяников считают свой город островом. Внешних признаков островной жизни увидеть нельзя. Наоборот, первое впечатление говорит об обратном. Например, в городе непривычно много автомобилей. В середине 80-х годов Стрежевой оказался лидером среди городов бывшего СССР по количеству автомобилей на душу населения. Это при том, что в те годы многие северяне, у кого была такая возможность, предпочитали свои автомобили оставлять на «большой земле», у родственников или детей. Особой нужды в автомобиле здесь никогда не было. Город очень компактный, за 15 - 20 минут можно попасть из одного конца города в другой.

Тем не менее Стрежевой – это остров. У города нет и никогда не было круглогодичной автомобильной дороги. Железной, как известно, тоже никогда не было. Ближайшая железнодорожная станция находится в соседнем Нижневартовске на территории Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО). Расстояние – 70 километров.

Эти 70 километров стрежевчане называют «дорогой жизни». Экономика города, бюджет которого формирует «Томскнефть» и ее сервисные компании, менее всего интегрирована в экономику Томской области. Здесь в принципе очень мало товаров, которые производятся в Томске. А те, что есть, доставляются в Стрежевой через территорию ХМАО. Когда автотранспортом, когда железной дорогой. Город смотрит в сторону ХМАО и географически тяготеет к нему. В Нижневартовск ездят за покупками, чтобы накануне учебного года собрать детей в школу. Туда отправляются за дорогими подарками или, к примеру, автомобилями. Наверное, половину заработанных денег стрежевчане тратят именно там. Это если не считать оптового рынка, который целиком и полностью зависит от политики северных соседей.

Во всем этом есть какой-то абсурд. Странно, что этого не понимают областные власти. На закате советской власти тюменский обком КПСС пытался «продавать» через ЦК решение о том, чтобы перекроить административные границы двух областей таким образом, чтобы Стрежевой вошел в состав Тюменской области. И это было бы менее абсурдным, чем сегодняшняя островная жизнь стрежевчан. Кстати, говоря, возможно, что и острова давно никакого бы не было. Была бы хороша дорога на Нижневартовск и капитальный мост через реку Вах, но руководство Томской области опасалось, что это станет еще одним козырем в руках тюменцев, пытавшихся перекроить административные границы. Хотя свою дорогу, которая прошла бы через всю область с юга на север, никто так и не построил...

«Дорога жизни», соединяющая Стрежевой и Нижневартовск, была построена в середине 80-х годов для промышленных нужд. Это была промысловая дорога томских нефтяников, которые в конце 70-х годов начали освоение и разработку Нижневартовского нефтяного месторождения, расположенного за рекой Вах на территории ХМАО. Здесь же за рекой у «Томскнефти» находилась крупная транзитная база, куда по железной дороге доставлялись технологические грузы, вывозившиеся потом в Стрежевой и дальше, на месторождения в Томской области. Через реку Вах была организована паромная переправа. Рядом строилась гидроэлектростанция, и посчитали, что в месте переправы река зимой замерзать не должна. Но эти ожидания не оправдались. Сначала был спроектирован наплавной мост, но после завершения строительства железнодорожной ветки до Нижневартовска, стало понятно, что нужен мост стационарный. Проект моста был готов в 1986 году. Через четыре года его должны были ввести в эксплуатацию...

Дорога, построенная для промышленных нужд, не справлялась с кратно возросшим потоком машин, хлынувшим из Стрежевого в Нижневартовск и обратно. Содержать за свой счет участок дороги, длинной в 25 километров, нефтяникам в конце 90-х стало бессмысленно. Власти Ханты-Мансийского автономного округа, видимо, почувствовав экономический интерес, предложили в 1998 году передать дорогу в собственность ХМАО. Нефтяники с радостью откликнулись на это предложение. Завязалась многолетняя переписка. Но в самом начале 2000 годов, когда неожиданно появился проект строительства так называемой Северной широтной дороги, которая может напрямую соединить ХМАО и Томск, минуя Стрежевой, власти автономного округа передумали. Есть официальное письмо, в котором глава дорожного департамента администрации ХМАО прямо сообщает, что автодорога Нижневартовск – Стрежевой им больше неинтересна.

Потом были еще многочисленные попытки решить транспортную проблему Стрежевого, но с того времени ситуация только ухудшилась. Дорожное полотно все меньше напоминало, что оно полотно дорожное, а контроль за переправой через реку Вах получила небольшая частная компания из Нижневартовска («Союз офицеров»), которая монопольно устанавливала стоимость перевозок. Да и сама по себе паромная переправа – очень нестабильный вид транспорта. В межсезонье в принципе не работает, да и летом из-за волн или тумана река «закрывается». В такие периоды очередь из автомобилей к парому достигает полукилометра.

Кому только за эти годы мэр Стрежевого Алексей Трошин не писал, чтобы добиться передачи автодороги в федеральную собственность и решить наконец-то проблему переправы! У его заместителя – Игоря Чернышева набралась увесистая папка одних отписок федеральных и областных чиновников. «Мы прошли весь круг: обращались к соседям из ХМАО, в областную администрацию, правительство и администрацию президента, пытались найти интерес к проблеме через федеральное собрание и союз северных городов, - рассказал «Томскому вестнику» Игорь Чернышев. – Наша проблема была озвучена везде, где только можно. Но, если обобщить все ответы, которые мы получили за последние годы, можно сделать один вывод: сегодня никто не «против», но и нет никого, кто был бы «за».

В начале этого года стрежевчане написали письмо Владимиру Путину. Собрали несколько тысяч подписей. Недавно в Стрежевой пришел ответ из администрации президента. В нем сообщалось, что обращение стрежевчан рассмотрено и направлено в Министерство транспорта. Но в это министерство Алексей Трошин уже писал! В ответ получал вежливые отписки.

В апреле Алексей Трошин вместе с депутатом Госдумы Владимиром Жидких ездил к губернатору ХМАО Александру Филиппенко. Сошлись во мнении, что нужна альтернативная переправа через Вах, муниципальный мост, которым население могло бы пользоваться бесплатно. Пока неясно, кто и когда будет этот мост строить, но глава Нижневартовского района ХМАО Виктор Пичугов считает, что мост через реку Вах не может быть муниципальным. «Не нужно даже говорить о том, что этот мост будет муниципальным, - полагает Виктор Пичугов. - Это не наши полномочия. Он может быть только федеральным, либо мостом одного из субъектов Федерации. Но поскольку речь идет о территории Ханты-Мансийского автономного округа, то в данном случае он может быть только мостом ХМАО».

Жителям Стрежевого безразлично, чей это будет мост. Важно, чтобы он был. Несмотря на то, что пока нет готовых решений о том, кто будет финансировать строительство, принципиальная договоренность достигнута. А на прошлой неделе появилась надежда на то, что будет решена и судьба автомобильной дороги до Нижневартовска. Выступая на аппаратном совещании перед подчиненными, губернатор Виктор Кресс сообщил, что Владимир Путин завизировал письмо с требованием передать дорогу в федеральную собственность. «Это существенно улучшит ее содержание и позволит решить застарелую проблему строительства моста через Вах», - заявил губернатор.

«Завизировал» - это, надо полагать, означает, что письму будет дан ход. Поскольку вместе с президентом в Томске во время саммита находился министр транспорта Игорь Левитин, которого, как выразился губернатор, удалось «заинтересовать» идеей строительства Северной широтной дороги, можно предположить, что решение будет положительным. Но вряд ли быстрым, потому что так устроена карусель федеральной власти.

В этой истории непонятно, почему на протяжении всех последних лет областные власти не могли решить проблему транспортной доступности столицы томских нефтяников самостоятельно? Речь даже не идет о строительстве нового моста. Это дорого. Но найти два с половиной миллиона рублей в год на содержание участка дороги Стрежевой - Нижневартовск можно было. Если «Белый дом» действительно боится потерять свой самый северный город, то это напрасно. Потому что он уже его потерял. И с каждым годом влияние ХМАО на экономику Стрежевого будет только усиливаться. От этого никуда не деться, потому что север Томской области граничит с самым богатым и мощным регионом в стране. Тема сепаратизма, столь популярная еще недавно у жителей Стрежевого, не имеет ничего общего с политикой. У нее другая природа – экономическая.

Наверх