Геологи считают дождь ответственным за формирование нефти
Наблюдаемое увеличение запасов на давно эксплуатируемых нефтегазовых месторождениях в регионах с относительно высоким потреблением углеводородов, как считают авторы концепции – прямое следствие процессов современного нефтегазообразования. В числе таких регионов называются Татария и Чечня в России, Украина, Азербайджан, штаты Техас и Оклахома в США и Мексика. Истощение месторождений, считает профессор Баренбаум, возможно только в рамках отдельных районов, где добыча углеводородов не сопровождается их интенсивным потреблением.
Концепция Баренбаума предполагает, что нефтегазообразование – это процесс не только геологический, а, прежде всего, климатический, связанный с круговоротом воды и углерода на планете. Решающая роль в образовании залежей нефти и газа в этом механизме отводится переносу углерода через земную поверхность метеогенными водами (дождями, впитавшимися в землю) в ходе их постоянного круговорота. Поступающий с водами углерод (преимущественно, в форме гидрокарбоната) в условиях земной коры восстанавливается до углеводородов, из которых в геологических структурах-ловушках формируются нефтегазовые скопления.
Как сообщается, выводы специалистов ИПНГ получили экспериментальное подтверждение в ходе разведочного бурения в Юго-Восточном борту Московской синеклизы.
Гипотетические оценки исследователей приводят к выводу, что по этому механизму формируется около 90 процентов нефтегазовых скоплений на глубине 1—10 километров и лишь приблизительно 10 процентов запасов происходит из органических остатков, как это предполагает существующая теория.
Благодаря активному участию в образовании нефти и газа климатического круговорота, предполагают российские геологи, заметное пополнение залежей ископаемых углеводородов происходит не за многие сотни тысяч и миллионы лет, а за несколько десятилетий.
Ученые считают, что умеренное извлечение нефти и газа из залежей не должно сильно влиять на потенциальную нефтегазоносность региона. Однако это верно лишь при условии, что извлекаемые углеводороды будут потребляться в пределах того же гидрогеологического бассейна, что и их добыча.