Ежедневно ВСЕ новости Томска, страны и мира. Интересные статьи. Фоторепортажи. Форумы. Опросы. Афиша
ГЛАВНАЯ / Деловые новости / Актуально ли поступать на гуманитарный факультет после объявленного списка приоритетных специальностей?
Деловые новости
Актуально ли поступать на гуманитарный факультет после объявленного списка приоритетных специальностей?
28.12.2011
Источник: Софья Севостьянова
В приоритете - разносторонние личности
Главная задача преподавателя - создать условия для обучения и привить любовь к знаниям
Так считает Светлана Гураль, декан факультета иностранных языков, завкафедрой английской филологии, доктор педагогических и кандидат филологических наук, профессор Томского государственного университета. Как участник нашего «круглого стола», Светлана Константиновна высказала свое мнение о положении «физиков» и «лириков» после перевода части специальностей в статус «приоритетных».
- В число приоритетных попали, в основном, технические направления. Справедливо ли это по отношению к гуманитарным наукам?
- Приоритетные специальности - это программа, нацеленная на инновационное развитие общества, и она, в первую очередь, предполагает новое мышление - комплексное, то есть целостное развитие образования. Оно просто невозможно без гуманитарной, культурологической составляющей.
Университет - это как раз тот священнодействующий плацдарм, где наблюдается слияние естественнонаучных и гуманитарных исследований, в результате которого возникает междисциплинарный научный эффект. Представляется, что язык есть междисциплинарная система, которая гармонично вписывается во все области знания.
Да, стране сейчас не хватает инженеров, и в каждом регионе свои кадровые потребности, но эта проблема может быть решена за счет регионального компонента государственного образовательного стандарта. В него мы можем вносить свои разнообразные лекционные курсы, а также спецкурсы и т.д. на каждом факультете.
Я думаю, что об изменениях в сфере образования нужно говорить не только в ключе «500 приоритетных специальностей», а касаясь современных требований к молодому специалисту в целом.
- Значит, гуманитариям придется в какой-то степени пересилить себя и учить физику?
- На сегодняшний день мировые ученые рассматривают знания как единый комплекс. Научная парадигма не предполагает разделения на гуманитарные и естественные знания. И в нашем университете, как я уже говорила, придерживаются данного междисциплинарного подхода.
- Сохранится ли традиционно высокий конкурс на факультет иностранных языков?
- Наш факультет по числу желающих поступить, как всегда, был в лидерах: 30 человек на место в приемную кампанию 2011 года. Даже в эпоху падения интереса к классическому образованию, на гуманитарном вузе это никак не отразилось. Это объясняется тем, что мы постоянно проводим различные мероприятия со школами. Школьные учителя и учащиеся - наши постоянные гости. Многие ребята, будучи еще школьниками 9 - 11-х классов, занимаются в стенах госуниверситета по нашим программам.
- А как отзываются иностранцы о российском образовании?
- В этом году к нам впервые на отделение переводчиков в сфере профессиональной коммуникации поступили 11 англичан из города Бата, университета Дарема. Ребята учебой по обмену очень довольны! У них высокая мотивация: студенты обучаются не только русскому языку, но и нашей культуре, потому что их факультет дословно переводится как «факультет иностранных языков и культуры». Помимо посещения лекций, британцы с удовольствием ходили в наши театры, музеи, самостоятельно работали в ресурсном инновационном центре ТГУ. На следующий год обещали приехать группой в 30 человек!
- Какую роль играют гуманитарии для экономики России?
- Во многих сферах экономики, фактически на каждом предприятии необходим специалист в сфере профессиональных коммуникаций. Наш факультет готовит таких сотрудников. На протяжении 15 лет мы работаем с разными вузами и коммерческими структурами: все обращаются к нам за помощью в подготовке современных специалистов с двумя дипломами о высшем образовании. Без знания иностранного языка нет дальнейшего профессионального развития и карьерного роста. Наши выпускники работают в известных фирмах всех столиц мира. Например, в Лондоне, Оксфорде, Амстердаме, Осло, Риме, Нью-Йорке и других.
- Светлана Константиновна, на ваш взгляд, какое лингвистическое направление сейчас самое популярное и перспективное?
- Сейчас, как никогда, актуально многоязычие. Если объяснить это научно, то суть заключается в обучении дискурсу, как сверхсложной саморазвивающейся системе в свете синергетического видения. Язык рассматривается как постоянно движущаяся система с ежедневными изменениями, новшествами. Ну а если по-простому, то чем больше человек изучает иностранные языки, тем легче они ему даются.
У нас по стандарту обучают двум языкам: основному (базовому) и дополнительному. В качестве основного может быть английский, немецкий, французский или китайский. Дополнительным – один из 10 изучаемых языков (английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, китайский, японский и др.) В перспективе - турецкий и арабский.
Грустно, когда нас захлестывает новая система, поскольку многое из того, что является действительно нужным, отсекается. После перехода на двухуровневую систему обучения в группах бакалавриата значительно уменьшается количество часов на иностранные языки. Думаю, что студентам придется получать дополнительное платное образование, чтобы соответствовать кадровым требованиям.
Но меня не оставляет надежда, что академическое сообщество деканов всех факультетов может решить эту проблему в пользу выпускника университета, соответствующего требованиям международного уровня, способного к профессиональной межкультурной коммуникации.
Сайт зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС 77-28059 от 27.04.2007.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка обязательна. Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.