Летом в нашем доме меняли лифт. Дни и недели, пока мы с соседями пешком взбирались на верхние этажи, казалось, тянулись бесконечно, несмотря на старания рабочих скорее ввести в строй новый подъемник.
Когда же лифт наконец заработал, на нем стали появляться рисунки, следы зажигалок, а пол то и дело покрывался мусором и продуктами собачьей жизнедеятельности. Нам бы по-соседски заботиться о технике ценой в полтора миллиона рублей, ан нет…
27 лифтов заменили в этом году специалисты ЗАО «Томсклифтремонт». В 2010 году они установили 80 новых лифтов, продолжая работу по их модернизации в рамках городской целевой программы и 185-го Федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ».
«Замороженные»
По Жилищному кодексу и принципу «Кто пользуется, тот и платит» основными содержателями лифтов являются собственники жилья. Договоры на выполнение работ и оплату услуг предприятие заключает с управляющими компаниями. Те собирают платежи, перечисляя их «Томсклифтремонту». Отдают лишь часть денег, сетуя на неплатежи населения, но и в этой ситуации лифтовикам приходится содержать подъемники в рабочем состоянии, используя имеющиеся средства и резервы.
В случаях поломок томичи бьют тревогу, звонят на предприятие, «достают» власти. Вот тогда «лифтовые» проблемы обнажаются. Стоит устранить неисправности, все, кроме самих лифтовиков, о них снова забывают. Так говорит о ситуации директор предприятия Владимир Соголев. А кому, как не Владимиру Николаевичу, работающему в отрасли почти 30 лет, знать все тонкости и «болячки» производства?
Кто-то возразит: а замена лифтов, которая продолжается в Томске в последние годы, - разве не свидетельство внимания власти к «лифтовым» проблемам? Отчасти да. Однако полностью установка новых лифтов их не решает, поскольку сотни механизмов давно отслужили положенные 25 лет и требуют постоянного ремонта, средств на который катастрофически не хватает. Потому Владимир Соголев убежден: «Если отношение власти не изменится и не будут приняты меры по улучшению ситуации, увеличению тарифов, «замороженных» с 2004 года, лет через 5 - 6 лет десятки лифтов выйдут из строя. Сегодня нас не спрашивают: безопасны ли старые лифты в домах и чего нам стоит их ремонтировать? Качество нашей работы зависит от тарифов, в которых расходы на капремонт не предусмотрены.
Поскольку наше предприятие частное, бюджет нас не поддерживает. По итогам года мы снова в «минусе», и многие экономисты просто не понимают, как можно работать в таких условиях.
62 руб. 74 коп. - столько платит большинство томичей в месяц за пользование лифтом. Цифра эта появилась лет 10 назад с учетом среднего числа жильцов в подъездах. Теперь принцип подсчета изменился, а она осталась прежней, несмотря на инфляцию. И если когда-то содержание одного лифта обходилось в сумму немногим более 5 тыс. руб. в месяц, то сейчас минимальные расходы составляют примерно 6,3 тыс. руб. Их хватит только на оплату налогов и зарплату работников, «съедающую» 50% поступающих на предприятие средств. Для его развития и обеспечения необходимого уровня ремонта лифтов на содержание каждого из них требуется ежемесячно около 10 тыс. руб.
Положение осложняется еще одним обстоятельством: время от времени в городе появляются невесть откуда возникающие компании-однодневки, предлагающие снизить и без того низкие тарифы. Не пытаясь разобраться в сути их обещаний, некоторые УК и жильцы многоэтажек «клюют» на посулы и заявляют о расторжении договоров с «Томсклифтремонтом». Сохраняя хозяйство, предприятие вынуждено обращаться в суд.
- Минимальный тариф вообще не может оспариваться и приниматься на уровне общего собрания дома, как происходит это сегодня, - считает Владимир Соголев. - Его должны утверждать компетентные специалисты в областной и городской Администрациях, подсчитывая основные затраты на содержание, капремонт лифтов, устранение последствий вандализма. В Томске никогда не было Программы капитального ремонта лифтов, а он скоро понадобится и новым лифтам, далеко не таким прочным, как прежние.
Нужны здоровые и умные
Лифтовики отнюдь не «жируют»: месячная зарплата помощника оператора, например, составляет около 6 тыс. руб. Из экономии часть этих специалистов, контролирующих работу лифтов, на предприятии сокращают, оставляя, прежде всего, средства на ремонт, содержание аварийной и диспетчерской служб.
Сегодня в коллективе трудятся более 150 человек. Среди них есть те, кто не покинул его в самые смутные годы. Их стаж - более 20 и 30 лет. Особенно ценятся электромеханики, которые должны знать не только механику, но и электронику сложных устройств - современных лифтов.
Специальности «Электромеханик лифтового оборудования» нигде не учат. Ее осваивают на практике выпускники вузов и колледжей с «техническими» дипломами. Для начального знакомства с профессией требуется год. Кроме знаний, электромеханикам не помешает крепкое здоровье: ведь в случае неисправности оборудования им приходится подниматься с тяжелыми инструментами на 9-й, а то и 17-й этаж! Немногие выдерживает испытательный срок, получая зарплату ученика. По статистике, из 30 - 40 человек, приходящих на предприятие, остается один. Потому кадровая проблема - одна из самых острых. Вакансии электромеханика и монтажника подъемного оборудования открыты в течение 2 - 3 лет.
Увеличение зарплаты, конечно, сказалось бы на внимании к профессиям способных людей, но все снова упирается в деньги. Хотя опытные электромеханики, по словам директора «Томсклифтремонта», получают до 30 тыс.руб.
Общее хозяйство -общая забота
Неутешительные итоги подводят в конце года лифтовики, ощущая нестабильность в отрасли и невнимание к ней власти и горожан. Положение усугубляют и попытки «наверху» пересмотреть пункты 116-го Ффедерального закона, относящего объекты со стационарно установленными подъемниками к категории опасных.
- Если дома перестанут считать опасными объектами и лифты отнесут к бытовым устройствам, на них вообще не будут обращать внимания! - говорит Владимир Соголев.
Беспокоят лифтовиков и нерешенные вопросы мытья лифтов, отказы жильцов первых этажей рассчитываться за них, краткосрочность договоров на обслуживание и другие. Словом, проблем накопилось немало.
- Решения можно найти, если обсуждать их совместно с представителями власти, управляющих компаний и домов, - считает директор «Томсклифтремонта».
Стоит ли откладывать разговор, касающийся благополучия томичей?
Ирина ГЕОРГИЕВА.
Томсклифтремонт
Деятельность: эксплуатация, ремонт,
техобслуживание, поставка, монтаж лифтов и эскалаторов.
ЗАО «Томсклифтремонт» является представителем компании OTIS на территории Томской области.
Адрес:
634057, г. Томск, ул. К. Ильмера, 8, офис 1.
Сайт зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС 77-28059 от 27.04.2007.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка обязательна. Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.