Дороги у нас дороги

19 Декабря 2013
Дороги у нас дороги

С 1 января нового года во всех районах Томской области должны появиться муниципальные дорожные фонды.

О создании в бюджетах поселений «карманов», в которых целевым назначением собирались бы средства на содержание и ремонт дорог, поступающие, например, от аренды земельных участков, расположенных рядом с трассами, а также из других источников, говорили давно, и вот разговоры перешли в дело

Ситуация разная

О том, как складывается ситуация в районах, говорят руководители муниципалитетов.

Поддерживает создание дорожных фондов заместитель главы администрации Первомайского района Николай Сафронов:

 - Конечно, на оформление дорог потребуются деньги, но этот путь нам придется пройти. В этом году каждое поселение района рассчитывало, сколько средств будет затрачено, делали и межевание земель.

- Для малочисленных поселений создание дорожных фондов может быть не очень эффективно, - говорит глава Чердатского сельского поселения Зырянского района Николай Пивоваров. – Предусматривается, например, сдача в аренду земельных участков, находящихся в полосе отвода автодорог. Такие участки востребованы только там, где интенсивно движется транспорт, и можно организовать придорожный бизнес. В нашем поселении таких дорог нет. Создание муниципального дорожного фонда будет эффективным, если одним из источников его финансирования определить транспортный налог граждан, проживающих на территории муниципального образования. С таким предложением я обратился в Совет муниципальных образований Томской области. По нашим дорогам ездят около 150 автовладельцев. Если бы их деньги поступали в поселение, тогда еще можно было бы говорить о пополнении дорожного фонда.

Сначала - бумаги, потом - дороги

Нельзя не согласиться с руководителями поселений, которые считают, что к важным для каждого муниципалитета вопросам стоит подходить индивидуально. Действительно, условия жизни в разных поселениях порой кардинально отличаются друг от друга. Объединяют все муниципалитеты требования закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который уже в течение восьми лет диктует эти самые принципы, но до сих пор не заработал в полную силу, поскольку не учитывает реальных возможностей поселений.

Предполагается, что необходимость создания муниципальных дорожных фондов подстегнет местные власти к более активным поискам способов пополнения бюджетов поселений, но на деле пока вопросов больше, чем ответов.

Улучшится ли, к примеру, качество дорог в селах Александровского района?

- Своих, внутрипоселковых, дорог у нас немного - 51 км в селе Александровском и деревне Ларино, - поясняет глава Александровского сельского
поселения Денис Пьянков
. - Межпоселенческие дороги находятся в ведении районной администрации. Сейчас мы разбираемся, как будет происходить пополнение бюджета.
Бюджетный кодекс установил два источника: первый - от топливных акцизов,
второй – «иные доходы».

Обсуждают в районах и вопросы взаимодействия районных и поселковых администраций при создании дорожных фондов: кому и какую финансовую нагрузку предстоит нести, например, при оформлении дорог. Есть шанс сэкономить при проведении конкурсов среди организаций, которые возьмутся за подготовку документации по дорожному имуществу, считает глава администрации Шегарского сельского поселения Юрий Матросов. В одиночку поселениям не справиться с этими задачами. В Мельникове, поясняет руководитель, оформление 3 км дорог обходится в 50 тыс. руб., а всего их - примерно 115 км.

Вот как прокомментировал ситуацию заместитель губернатора Томской области по территориальному развитию и взаимодействию с органами местного самоуправления Анатолий Рожков:

- Возможности оформления дорог будут рассматриваться в течение финансового года. Мы понимаем, что денег не хватает, но некоторые муниципалитеты уже оформили дороги на свои средства - например, Бакчарский, Каргасокский районы. Где-то дороги оформлены процентов на 70. Эта работа идет уже лет пять-шесть. Учитывая, что в половине муниципальных образований оформление и регистрация права собственности не закончены, принято решение начать финансовый год с объемами 2013 года и предложить муниципалитетам до 1 июля 2014 года внести конкретные предложения по оформлению дорог. Это будет переходный период. В дальнейшем финансирование продолжится с учетом только тех дорог, которые муниципалитеты зафиксируют документально. Это стимулирует муниципальные образования использовать средства целевым образом. Кроме того, при наличии дорожного фонда не использованные в течение финансового года средства остаются в нем и могут быть потрачены в следующем году. На переходный период федеральное законодательство разрешает закрепить наличие неоформленных дорог решением органа местного самоуправления. У многих муниципальных образований своя специфика. Северск, например, находится на федеральных землях, и на его территории земля в собственность вообще не передается. Во многих поселениях, действительно, нет вдоль трасс земель, от которых можно ожидать поступления доходов в бюджет. В закон о дорожном фонде, который существует три года, постоянно вносятся изменения. Будем инициировать их и мы.

Комментарии

Наверх