Дитятко единственное, или Как лучше — в большой семье или в малой?
Мы росли вдвоем с братом, и я считала, что это – здорово. Почти у всех во дворе были братья или сестры. Вот и постаралась успеть обзавестись и сыном, и дочкой, о чем никогда не жалела.
Увы, теперь вокруг больше других примеров. Многие пары останавливаются на одном ребенке, и значительный процент мужчин и женщин самого репродуктивного возраста остаются вообще бездетными. Моя прабабушка рассказывала, что у них в семье было 11 детей. У моей бабушки родилось семеро. Из этих семерых, из поколения моей мамы, двое братьев вырастили по три ребенка, две сестры по два ребенка, и трое младших – по одному. Вот такая тенденция. У представителей следующего поколения пока не больше двух детей. В основном все же по одному.
Кирюшечка-душечка
Марина росла в семье, где была средней из троих детей. Жила, как все тогда, «в толпе». Ни отдельной комнаты, ни персонального спального места – сперва спала в одной кровати со старшей сестрой, потом для нее приобрели шикарное кресло-кровать в проходную комнату. Обноски сестры тоже носила умеренно. Как все. Однако, когда вышла замуж, решила, что сразу ко второму ребенку стремиться не будет, чтобы любимую деточку не обделять ни в чем. Тем более, что родился сразу желанный сын, и муж хотел мальчишку, и она, второй попытки не требовалось. Кирюшку все в семье обожали. И бабушки с обеих сторон – у свекрови он вообще был единственный внук, да и другая «многодетная» бабушка из шести внучат его выделяла. Огорчать не хотела, и понимала, что привык к самому лучшему. Только иногда скажет: «Вы с ним построже будьте. Сколько его ни балуй, два из него не получится». Но родители иначе не умели. Для кого им еще стараться, единственный сын, для него живут!
Все у Кирюши было, что нужно. Ну и в делах кивать было не на кого – домашнюю работу тоже не на кого сваливать, не с кем из-за нее препираться. Хороший рос мальчик, послушный, только уж очень привычный к тому, что все – для него.
В армию его, конечно же, отпустить не могли, мама бы с ума сошла. «Поступили» его в институт, отучились, на место неплохое устроились, с перспективой роста.
Девочка нашлась для него тихая, хорошая. В бабушкиной квартире с ней поселились. Все кажется благополучно. Только Кирюше, как его до сих пор называет мама, кажется, что судьба к нему несправедлива, хотя имел к 25 годам все, к чему многие в этом возрасте еще стремятся, из кожи вон вылезая. Когда родительское гнездо осталось позади, никто вокруг уже не был озабочен созданием для него особых условий. Жизнь стала «щелкать по носу». За все надо было бороться. И на работе проявлять активность, и дома милая Катя хотела хоть немного внимания. Мама-то заботилась безусловно, ничего не требуя взамен, а жене хотелось не только отдавать, но и получать. Кирилл обиделся, и Катя ушла из его квартиры. «Плохая» оказалась Катя. Отойдя от этой драмы, Кирюша нашел другую девушку, но та повела себя «еще хуже»: стала требовать к себе внимания, заботы.. Тоже была единственной дочкой в очень благополучной семье. После была третья попытка устроить семейную жизнь, потом четвертая...
Сейчас Кириллу под сорок. Он живет один, и поражается эгоизму женщин, требующих очень много. Мама приносит ему иногда всякие вкусности, но он не очень жалует маму – обижается на нее, но не может сформулировать, за что. Мама тоже обижается на него. Но за что именно, формулирует четко. Они с папой все делали для Кирюши, жизнь на него положили, теперь папы нет, маме нужно хоть немного внимания, заботы, ласки, а Кирилл с ней общаться не хочет. Ему даже не нужны ее котлетки в баночке, он себе на пиццу зарабатывает.
Теперь уже Марина открыто высказывает сожаление, что когда-то не родила себе еще и дочку. «Мать и дочь – темная ночь – рассуждает она, хоть было бы с кем поговорить!» в ответ на предположение «а вдруг бы снова сын был?» она усмехается – «Ну, может, со снохой бы повезло». Почему-то тот нерожденный второй ребенок представляется ей более удачным, чем Кирилл. Кириллу всегда не с кем было спорить и состязаться. Теперь Марина всем советует иметь как минимум двоих детей. А вот Кирилл не хочет ни одного. Но она все еще надеется на внуков… А что? Он мужчина, может, еще успеет…
Ирочкино счастье
Если Кирилл еще может решить вопрос отцовства, то моя знакомая Ирочка, в свои сорок с порядочным «хвостиком», вряд ли станет мамой. Поскольку мужа нет, и не предвидится, и мечта о трех детках, как когда-то она загадывала, видимо, не сбудется.
Ира была единственным ребенком в семье, всегда мечтала о старшем брате, и даже завидовала мне, поскольку мы обе были убеждены – у меня лучший в мире брат! Когда мы выросли, и я как мать, получила право на-равных общаться с ее мамой, я спросила ее – почему Ира росла одна? Мать рассказала, как плохо они жили с отцом Иры, как он изменял, как она боялась, что сбеги он к другой, двоих она не вырастит. Ирку было жаль. Но тетю Свету поняла и от нее отстала. Мы тогда не знали об одном неотвратимом моменте. О том, что родители уходят из жизни. И тут нам начинает резко не хватать родни.
Были бы у Ирки дети, все было бы не так остро. А тут умерли ее родители друг за другом, и никого у нее из родных не осталось, только наследники, не особенно стремящиеся с ней общаться, пока она еще жива. Какие-то троюродные племянники – родных-то нет! -, престарелые тетки… Ирка очень жалеет, что у нее нет брата или сестры, злится за это на родителей. Особенно на отца, испортившего жизнь им с матерью. На себя не злится. Ее будущее было в ее руках, она приняла решение остаться бездетной.
Нет, я вовсе не хочу сказать, что все единственные дети в семье становятся эгоистами. Полно вокруг примеров, когда никчемные, эгоистичные и ленивые люди вырастают в больших семьях. Но шанс быть избалованным больше все же у того, кто единственный ребенок, единственный внучонок. И обратные примеры особенно радуют. У подруги Вали, например, единственная дочка-студентка, выросшая без отца, умница редкостная. Валя – и сама единственная дочка - воспитала ее отлично, они давно делят всю домашнюю работу. Всегда трогательно заботились друг о друге, Валя общается с ней на-равных, и дочь это оценила. Посмотрим, что будет дальше…
Я никого не агитирую за второго ребеночка. Каждый сам решает, сколько детей ему надо. И тут как раз меня поразила дочь Вали своим ответом на вопрос, сколько хочет детей.
- Ноль, - с улыбкой ответила она.
- Представь – мама бы тебя не родила? - парировала я.
– Ну и прекрасно, я ее об этом не просила.
Я была в замешательстве.
-Ну что бы мама делала без тебя?
- Устроила бы личную жизнь!
- А представь, что бы бабушка без тебя делала? – использовала я самое главное оружие.
- Да, бабушку жалко, даже и не знаю, что сказать … Наверное, ей было бы плохо без меня.
Вот и славно. Девочка понимает, что для бабушек она свет в окошке. Подарок судьбы. Может, юношеский максимализм уйдет, и она изменит свое мнение? А пока в классе у моего десятилетнего племянника преобладают те, кто в семье единственный ребенок на огромную родню.