Детский центр развития: какие методики применяются
Сегодня все чаще родители, для которых актуален вопрос всестороннего развития и дошкольного образования ребенка, выбирают детские развивающие центры. Современный детский центр - это развивающие занятия для детей от восьми месяцев до семи лет, садик неполного дня, индивидуальные занятия с логопедом, творческие и спортивные кружки, обучение иностранным языкам и т. д. Такие центры характеризуются большим разнообразием представленных методик.
Как правило, применяются ведущие системы зарубежных и российских педагогов, например Монтессори, Никитина, Масару Ибуки, Глена Домана, или используются авторские разработки педагогов центра. Для того чтобы понять, чего от каждой из методик ожидать, важно знать, что они собой представляют, на каких принципах строятся. Поэтому попытаемся дать их небольшой обзор. Педагогическая система Марии Монтессори включает в себя три части: ребенка, окружающую среду и педагога. Центром этой системы является ребенок, для которого создается специальная среда, позволяющая ребенку в ней жить и учиться самостоятельно. Девизом данной методики раннего развития являются слова ребенка: «Помоги мне это сделать самому».
Поэтому особенность методики Монтессори заключается в отношение к ребенку как свободной, уникальной, неповторимой личности. И эта личность имеет свой собственный план развития, способы развития и свои сроки постижения окружающего мира. В основе метода разумное соотношение свободы и четкой структуры. В основе развивающей методики американского врача Глена Домана лежит приоритетность зрительного опыта маленького человека над другими способами познания окружающего мира. Суть методики в том, что уже с первых дней жизни ребенка ему показывают карточки по самым разным областям знаний: начиная с карточек с точками и написаниями слов и заканчивая изображением животных, растений, людей и исторических событий. Глен Доман считает, что такое опережающее обучение способно стимулировать развитие отделов мозга, что позволяет ребенку развиваться гораздо быстрее.
Особенно эффективна методика Глена Домана в сочетании с другими педагогическими системами. Например, система карточек Глена Домана часто дополняется развивающими играми. Подготовка к школе - это один из важных элементов дошкольного развития ребенка. Одна из интересных и популярных методик овладения ребенка чтением, счетом и письмом разработана педагогом из Санкт-Петербурга Николаем Александровичем Зайцевым. Пособия Зайцева основаны на системности подачи материала, потребности ребенка в игре и природосообразности всех используемых в обучении материалов.
В основе собственной методики по обучению детей чтению заложен складовой принцип, иными словами, по мнению Зайцева, единица строения языка не в слоге, а в складе. Из всех многочисленных пособий автора наибольшую известность имеют «Кубики Зайцева» для детей от 3,5-4 лет, с помощью которых ребенок может самостоятельно развивать словоформирующее творчество. Все существующие методики имеют свои плюсы и минусы противников и сторонников. Например, методика Домана достаточно трудоемка, а система Зайцева, наоборот, очень проста. Методика Монтессори работает эффективно лишь там, где все организовано в соответствии с ее принципами и есть профессиональные педагоги. Кубики же Зайцева можно использовать и в домашних условиях.