Детектор «Жми»
В определении уровня собственной правоты власти и владельцы маршруток уповают на круглый стол.
Сергею – 25. У него жена, ребенок и - купленный в кредит ПАЗ, на котором он уже два года рассекает по маршруту N 23А. Сергей нервничает. Говорит, что, помимо прочего багажа, в перспективе хочет стать еще и обладателем автомата «Калашников» - на тот случай, если все, о чем он услышал, окажется сущей правдой. Это, конечно, излишние эмоции. Но Сергей об излишествах не думает. А думает о том, что, если он, и правда, еще не успев толком расплатиться за свой пазик, будет вынужден купить другой, большегрузный автобус, то дела будут не очень. Дела будут - хоть закуривай.
Кроме эмоций. Поводом для волнений Сергея и еще множества таких сергеев послужило желание областной, а вслед за ней и городской администраций пересмотреть транспортную систему города. Конкретных мероприятий в этом пересмотре планируется целых два. Первое – заменить привычные уму и зрению каждого томича пазики на большегрузные автобусы (каких пруд пруди в Омске и Новосибирске). Нововведение второе – расторгнуть договоры со всеми пассажироперевозчиками и на освободившиеся вакантные места организовать новый конкурс. После этого пассажироперевозчиков должно стать на порядок меньше, что соответственно уменьшит неорганизованность и неразбериху. Многочисленные владельцы автобусов, по мнению власти, должны в едином порыве «слиться» в три-четыре автопредприятия, иметь дело с которыми для властей будет, разумеется, куда легче.
Эти решения были приняты на совместном заседании совета общественной безопасности и комиссии по борьбе с коррупцией. Подписаны пункты еще 25 февраля. Сроки реализации оговорены также – до конца 2006 года. Из решения ясно следует, что замена пазиков на "большегрузки" произойдет только на маршрутах, пролегающих по центральным улицам города, – там, мол, и пассажиропоток наибольший, и в этом реальная необходимость есть. А 13 марта на очередном аппаратном совещании губернатор Томской области Виктор Кресс дал четкое указание начальнику департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Андрею Трубицыну провести по этой животрепещущей теме круглый стол и разъяснить все забившим тревогу маршрутникам. Диалог, мол, самое лучшее средство разрешить все конфликты.
Руководитель независимого профсоюза предпринимателей Александр Остроушко тоже настоятельно рекомендует маршрутникам от посещения круглого стола не уклоняться. «Калашниковы», говорит, конечно, метод, но уже совсем крайний. Надо идти на диалог и отчетливо гнуть свою линию.
- Я не скажу, что губернатор осознанно и со всей ответственностью решил нанести такими решениями ущерб не только маршрутникам, но и горожанам, - говорит Александр Викторович. – Возможно, ему просто не объяснили как следует все возможные последствия.
Вот Александр Остроушко и решил исправить оплошность. Объясняет. Старается логично выстроить точку зрения обиженных на весь свет маршрутников.
Первое. По простому математическому расчету ясно, что вместо 700 ПАЗов, ныне циркулирующих по городу, удастся вывести только 150 большегрузных. Больше – нерентабельно. Почему? Потому что один пазик стоит около 600 тысяч, а один «большой» - около 2,5 миллиона. Но, несмотря на разницу в цене, им обоим красный срок эксплуатации – 5 лет. И если пазик, по большому счету, может окупить себя года за 3, то большегрузный даже при большом желании и в пятилетний лимит не уложится. Зато при этом успеет превратиться в развалюху.
Второе. Основные навыки математической логики также показывают, что 700 автобусов – все же гораздо больше, чем 150. Соответственно, если сейчас интервалы между маршрутками составляют 3-5 минут, то интервалы между автобусами будет составлять от 10 минут до получаса.
Третье. Поскольку также планируется расторжение договоров с прежними пассажироперевозчиками, то, соответственно, их станет меньше. Возможно, будет 4-5 перевозчиков, а остальные – наемные работники. С одной стороны - это хорошо, поскольку порядка станет больше. Но, с другой стороны, четырем-пяти частникам гораздо проще установить на рынке перевозок монополию. А несколько участников рынка, как показывает мировая практика, всегда могут договориться между собой в сторону повышения цены. Триллер «семь рублей – еще не конец»...
Четвертое. Практика морозного января показала, что большие автобусы его не переносят, поскольку они в большинстве своем работают на дизельных двигателях. «В январе, если вы помните, весь город вывозили пазики», - констатирует Александр Остроушко.
В золотых запасниках перед грядущим круглым столом имеются еще аргументы: «лучше строить широкие дороги, чем притеснять маршрутников», «пазики более верткие на таких узких улицах, чем неповоротливые «большегрузки» и много других.
- Я еще раз повторяю, - после всех логических перечислений считает нужным снова акцентировать Александр Остроушко, – возможно, губернатор просто не просчитал всех этих последствий.
В противном случае, говорит он, придется все же решать проблему другими путями. Водители маршруток настроены более чем воинственно и собираются идти до конца. Дата круглого стола между тем станет известна в ближайшее время. На него и уповают – вдруг и вправду диалог окажется оптимальным методом?
Александр Макаров, мэр города Томска:
- С одной стороны, действительно нет совершенного опыта. С другой стороны, не все руководители городского транспорта хотят наведения порядка. Кому-то выгоден этот бардак. Убрать из города маршрутный транспорт – только сумасшедший может такое сказать. Город будет совершенно парализован. При том, что мы ругаем маршрутки, мы должны быть им благодарны, что они выполняют важнейшую городскую функцию – перевозку пассажиров. Сегодня мы можем потребовать, что с 1 января 2007 года на проспекте Ленина вообще не будет пазиков. Есть фирмы, готовые покупать такие автобусы, но им вклиниться некуда, потому что кто-то лоббирует маршрутки. Не надо никого выгонять, нужно разработать условия, которые будут нормальны для всех. Во многих городах начинали с "газелей", потом перешли на пазики, а уже потом – на большегрузные. Таким путем и надо идти.
Сергей Лазарев, первый заместитель мэра города Томска:
- Только комплексный подход может разрешить проблемы в этой сфере, потому что все они взаимосвязаны. В Германии мы приобрели программу, которая позволит проанализировать пассажиропотоки на улицах Томска. По ней возможно оценить, что произойдет, если в какой-нибудь части города расширить или перекрыть улицу. Я думаю, что все наши проблемы именно от отсутствия такой программы анализа пассажиропотока: тогда мы сможем оценивать ситуацию правильно и, при таком комплексном подходе, принимать правильные решения.
Этими разработками и будет заниматься недавно созданная в мэрии рабочая группа, ответственная за разработку общественного транспорта в Томске.
Александр Деев, депутат Думы города Томска:
- Я поддерживаю инициативу губернатора. Он видит, что городские власти не справляются. Пора навести порядок, выставить маршруты на конкурсы. Мы недополучаем в городской бюджет десятки миллионов рублей. Одна маршрутка приносит в год 2 миллиона. Это копейки.