Деньги на детях

22 Февраля 2006
Деньги на детях

Так вынуждены зарабатывать муниципальные организации.

«Баба – это муниципальные социально-значимые организации. Городской бюджет – воз. А, как известно, баба с возу – кобыле легче... Именно так стали жить вышеназванные фигуры», - сей «крик утопающего» услышал «Буфф-сад». Бюджет пуст, зарабатывайте, как хотите, – якобы было сказано руководителям Томского центра туризма и клуба путешественников «Арба». И общественность забила тревогу: спортивный туризм уничтожают, переводя его в коммерческое русло!

Первый звоночек – добровольное увольнение директора ТЦТ Инны Уртаевой. «Проблемы с руководством стали невыносимыми. Спортивный туризм никому там не нужен, ставка – на коммерцию, и в этом году на спортмероприятия в бюджете не заложено ни копейки», - пояснила причины Инна Борисовна. Она, в принципе, была готова начать зарабатывать. «Но не на голом же энтузиазме! Чтобы начать бизнес, нужны вложения, а их никто не делал».

- Доход могла бы приносить наша база отдыха «Березка» в Академгородке, - выдвинула версию бывший инструктор-методист ТЦТ Надежда Мулюкова, которая уволилась вслед за Уртаевой. – Но развернуть коммерческую деятельность мешал тот же департамент: они все лето навязывали нам отдыхающих из ДЮСШ, от которых Центр туризма не получал ни копейки. Почему нельзя было сделать 50 на 50: половина отдыхающих – «бесплатные» спортсмены, половина – коммерческие клиенты?

В департаменте социальной политики претензии женщин отвергают. По словам заместителя директора департамента Александра Мулина, никто не обязывал центр туризма зарабатывать деньги: «Речь шла лишь о том, чтобы экскурсионное направление приносило доход, и эти средства направлялись бы на развитие самого центра». Александр Николаевич заверил, что было полностью профинансировано содержание той самой «Березки», программа палаточных лагерей, организация туристских соревнований.

- А вот руководители секций и клубов в голос говорят, что на большинство спортмероприятий не выделено ни копейки, - изумился корреспондент "Буфф-сада". Мулин был непреклонен:

- Не можем же мы давать по 100-200 тысяч каждому, кто к нам приходит! Сколько могли - дали, нет – извините.

Вот и разберись – то ли департамент бел и чист, а туристы на него наговаривают, то ли у туристов аппетиты непомерные... Сделать некоторые выводы помогает следующее событие: в качестве нового директора Томского центра туризма пригласили Елену Белякову, возглавляющую преуспевающую турфирму. У нее сработал творческий интерес: смогу ли вытянуть нищую социалку? А чиновники, видимо, решили: успешный коммерсант – сможет!

Городской туризм - источник прибыли

- Мне поставили задачи - сохранить то, что есть, плюс зарабатывать на то, чтобы частично содержать имущество ТЦТ, - рассказала «Буфф-саду» Елена Николаевна. – Я вижу несколько способов, как это сделать. Можно получить лицензию на туроператорскую и турагентскую деятельность, развивать понятие «городской туризм». Неплохо начало работать экскурсионное бюро. Есть очень хороший специалист - Владислав Дружинин, с 1 марта он начнет вести школу экскурсоводов, и ее выпускники будут сотрудничать с нами. Уже даже заказы есть от школ. Цены невысокие... Пускай мы заработаем этим не много денег, но на добавку к зарплате должно хватить. Потому что сейчас инструкторы-методисты в центре получают примерно по две тысячи рублей. А за такие деньги мы не сможем привлечь квалифицированные кадры.

Упор в работе центра Елена Белякова хочет сделать именно на подготовку туристских кадров, повышение их квалификации. «Но воплощать эту прекрасную идею надо по уму, - выразил мнение член президиума Томской федерации туризма Андрей Соколов. – А то новый директор приняла на работу девочек-студенток, которые не имеют квалификации, чтобы готовить кадры. Мы с Еленой Николаевной день-через день встречаемся и пытаемся определить общий круг совместно решаемых вопросов. Но решать их придется, видимо, тем самым девушкам-студенткам. Да, за ту маленькую зарплату никто не рвется работать. Но вот опытнейший турист Виктор Викторович Лезин на предложение поработать старшим инструктором и за такие деньги сказал, что это возможно. Но только в том случае, если в ТЦТ будут единомышленники, те, для кого природа – религия».

К слову, Соколов был одним из тех, кто создавал Томский центр туризма в 2000 году при тогда существовавшем департаменте по делам молодежи, спорту и туризму. Конечно, он понимает, что от коммерциализации никуда не деться – времена такие. Но от лица движения выразил надежду, что спортивный туризм не пустят на самотек («Что напрямую отразится на его безопасности!»), нацелившись лишь на прибыль.

Ну, осталось найти взаимопонимание между всеми сторонами. А то возникает ощущение, что единственная точка соприкосновения сторон – журналистская: Елена Николаевна, готовая помочь в поиске спонсоров для различных мероприятий, говорит об этом аспекте работы именно «Буфф-саду», и Андрей Михайлович жалуется на девочек-студенток только газете...

Сам себе организатор

Понять ход мыслей чиновников можно: туристы - люди взрослые, сами за себя отвечают, сами себя организуют. Баба с возу... А чего, действительно? Вон, Томская федерация альпинизма ни копейки бюджетных денег не получает, между тем среди ее членов – серебряные призеры чемпионата СНГ, бронзовые – чемпионата России по альпинизму. Голый энтузиазм, в общем.

С детьми сложнее. Да, они сами приходят в секции. Но люди, которые помогали обеспечивать учебный процесс (обслуживающий персонал), получают за это зарплату, 50 процентов которой составляли денежные добавки из надтарифного фонда. Плюс из него же велась выдача премиальных. "Резкое сокращение этого фонда с 1 января привело к тому, что зарплата обслуживающего персонала сократилась вдвое, и эти люди оказались перед необходимостью поиска новой работы», - голос Ольги Темеревой, руководителя "Академэкоцентра", структурного подразделения центра детского творчества "Луч", звучит обреченно. - Теперь педагоги высшей категории на ставке получают голые 3500 рублей, и какими бы успехами ни блистали их воспитанники, ни рубля больше из бюджета им не светит. А у педагогов – свои семьи и дети, которых нужно кормить... Более того – нам официально сообщили, что зарплатного фонда, выделенного городским бюджетом, хватит лишь до 1 сентября, а дальше грядет сокращение педагогов-совместителей. У нас таких двое, и потерять их будет тяжело, - сгущает краски Ольга Ивановна.

- Как же жить? - задается она почти риторическим вопросом.

Фонд раздора

- В соответствии с Конституцией РФ, бесплатными являются только общеобразовательные услуги, а учреждения дополнительного образования имеют полное право вводить платные услуги, - через журналистов отвечает Наталья Сапожникова, заместитель директора департамента образования по экономике.

О том, что детско-юношеские клубы и центры детского творчества находились на грани истерики, Наталья Федоровна узнала с недоумением. И привела цифры: в 2005 году из городского бюджета на дополнительное образование было выделено 148 миллионов 870 тысяч рублей, в 2006-м - 169 миллионов 452 тысячи рублей. Прибавка почти в 21 миллион приходится на рост тарифов на коммунальные услуги и повышение заработной платы. «Сейчас средний разряд педагогов – 13-й, при занятости 18 часов в неделю они в среднем получают 3517 рублей, - сказала Наталья Сапожникова, - и это на 8 процентов больше, чем в прошлом году». Так что в плане зарплаты преподаватели ничего не потеряли.

Единственное – действительно снизился надтарифный фонд, который предназначен для оплаты работ, не входящих в круг должностных обязанностей, и выплат «стимулирующего характера». В основном от этого пострадал размер премий, но как раз на них и предлагается зарабатывать самим клубам.

- Сейчас, вы посмотрите, везде вводятся платные услуги: в школах, например, подготавливают к поступлению в вуз, а некоторые учреждения дополнительного образования предлагают услуги семейных психологов, занятия аэробикой и многое другое. Это позволяет увеличивать заработную плату. А не хотите зарабатывать сами – ну, что тут поделать... Получайте ровно столько, сколько выделяет бюджет, - резюмировала Наталья Сапожникова.

- Но у нас большинство родителей не сможет отдавать по 700-800 рублей в месяц! - утверждает Темерева. - У нас в «Академэкоцентре» занимаются дети не самых обеспеченных семей. Они жаждут трудностей, риска – от походов в горы, от сплавов на реках. Закроется клуб – они, я уверена, пойдут искать риска в других местах.

Но отправлять детей на улицу Ольга Ивановна пока не торопится. Пережив первый шок, она придумала несколько коммерческих проектов вроде платного скалодрома в помещении клуба и курсов подготовки детей к школе. Так можно будет заработать на прибавку к зарплате, а значит, не растерять сотрудников. Хотя бы за счет детей.

 

Наверх