Демократическое па-де-де

05 Апреля 2006
Демократическое па-де-де

Гражданское общество в Томской области сделало последовательно два шага вперед и шаг назад.

Все-таки удивительное это дело – демократические процедуры. Непривычное какое-то для нас, несмотря на три пятилетки формально демократической государственности. Да и необязательное. То есть нет, по форме мы едва не впереди планеты всей или уж во всяком случае впереди всея Расеи. И выборы у нас открытые, и избиркомы неподкупные, и мэров разным правящим партиям мы не позволили для себя назначать – сами с усами, и СМИ напрямую направления мысли не указываем, и гражданское общество в меру сил строим. И даже не в том смысле, что «Строиться!», а в том что по кирпичику, во благо грядущих поколений... Но почему-то все больше по команде, к счастью, не урядника, а скорее режиссера или балетмейстера.

Вот и областные парламентарии на минувшей неделе порадовали томское гражданское сообщество, станцевав на ковровом покрытии зала заседаний демократическое па-де-де по всей форме – два шага вперед, шаг назад с пируэтом. Вышел этакий парламентский балет.

Па – оплеуха вертикали

На минувшей неделе областные депутаты проявили столь желанную для масс «политическую волю» - продемонстрировали самостоятельность суждений, а также волю к разумной экономии. А именно: отклонили настойчиво навязываемый "Белым домом" закон «Об общественной палате Томской области». Понятное дело, что палату эту придумали не в "Белом доме" и даже на суд депутатов ее рекомендовали вынести не губернатор или его замы, – высочайшее распоряжение, так называемый «сигнал», с помощью которых в последнее время центральное руководство страны общается с непосредственными подчиненными. Раз в Федерации орган создан, значит и в регионах «быть должон».

Понятное дело, многообразие ОП-ов, от федерального до регионального уровня, преследует вполне доступную идею. Палаты, наполовину назначаемые высшими чиновниками, а на вторую половину избираемые уже назначенными «старшими товарищами», призваны выступить в роли затычки, окончательно закрывающей брешь в стене между властью и «податным сословием». В управляемости и фактической бесполезности этих институций сомневаться, увы, не приходится. Однако перед мировым сообществом можно отчитаться – гражданское общество вовлечено в процесс управления страной.

Поначалу томские областные депутаты, как и подобает парламентариям (то есть выдвиженцам народа во власти, этот самый народ представляющим, а посему самостоятельным), удалось сохранить лицо.

- Зачем нужна эта дополнительная структура? – недоумевал спикер Борис Мальцев. – Мало того, что депутаты - это и есть избранные представители общества, так еще и Совет общественных инициатив у нас уже создан и работает. И в отличие от вашей палаты, в СОИ может прийти любой человек, пусть даже с улицы, и принять участие в обсуждении законопроектов. А вы пытаетесь навязать нам структуру, которая, во-первых, противоречит Уставу Томской области, во-вторых, псевдообщественную, поскольку общественность туда сами собираетесь назначать!

«Купить» депутатов правом выдвижения в ОП трети ее членов (еще треть своим указом назначает губернатор и последнюю треть - официально признанные организации типа совета старейшин мэрии или зарегистрированных землячеств) поначалу не удалось. При 13 внявших «голосу верховного разума» 5 депутатов проголосовали против и 15 воздержались. Проект не прошел, на какой-то момент позволив зрителям в очередной раз возгордиться «особенной статью» либеральной Томской области. Оказалось преждевременно...

Де – свободный «ящик»

Еще один вполне последовательный шаг в деле попечения над томской инаковостью депутаты сделали чуть позднее. Законопроект «Об общественном телевидении в Томской области» прошел горнило областной палаты представителей по всем законам жанра – с искренней дискуссией и столкновениями мнений.

- Вы искренне полагаете, что такое получастное полугосударственное телевидение будет служить обществу? – обращался к инициатору ОTV Нелли Кречетовой депутат Владимир Долгих.

- Это зависит от веры депутатов в гражданское общество, – парировала она.

- Чего ради мы станем натягивать на наше полунищенское существование западные демократические стандарты! – негодовал депутат Олег Громов.

- Да это чуть не единственная возможность довести телесигнал до села, – парировал ему депутат Николай Вяткин, – и рассказывать о близких для села проблемах, поскольку федеральные каналы постоянно сокращают лимит регионального вещания.

- Центральные каналы консолидированно отказались от развития сети в населенных пунктах менее 100 тысяч человек, – поддержал коллегу специалист в области телекоммуникаций Виталий Попов. – А свой сигнал мы хоть сегодня можем довести до любой деревни и малыми деньгами решить глобальную проблему информирования жителей области.

- А я полагаю, что такое телевидение станет рупором для критики президента и всех его действий, которой в нашей области и так более чем достаточно! – подогрел накал страстей депутат-"единоросс" Владимир Дурнев.

- Меня в этом законопроекте больше всего удовлетворяет возможность влиять на средство массовой информации со стороны Думы, – уверенно гнул свою линию спикер Борис Мальцев.

Разрешимым оказался даже довольно скользкий вопрос с бюджетной составляющей финансирования ОTV: Бюджетный кодекс запрещает выделять не-ОГУПам бюджетные средства, но, оказывается, провести финансирование (а речь идет о 30 миллионах рублей в год) в качестве целевой программы - вполне возможно. После непродолжительной дискуссии с этим согласился и прокурор Томской области Сергей Панов.

- В конце концов, давайте честно, – взорвался губернатор. – Бюджетный кодекс запрещает финансировать федеральные структуры, а ФСБ же мы 20 миллионов выделили! Давайте теперь и общественность поддержим, и имидж области на международном уровне укрепим.

И депутаты согласились. 30 голосами при 1 против и 1 воздержавшемся приняли закон об областном OTV в первом чтении, принципиально разрешив продолжать работу его подвижникам.

Де с пируэтом – шаг назад

Однако этот демократический порыв, как выяснилось, в очередной раз стоил депутатскому корпусу «политической девственности».

- Вы и с общественной палатой просто недодумали, – набросился на депутатов вдохновленный победой губернатор. – Надо создавать ее, уже в половине регионов есть такой орган. Опять же наблюдательный совет общественного телевидения на треть из членов палаты должен состоять...

Возмущенные сентенции спикера: «Что это за дела – докладчик вопрос «провалил» и тут же побежал жаловаться губернатору, чтобы тот злых депутатов построил!» действия на Кресса не оказали. Ради вящей убедительности доводов депутаты объявили 10-минутный перерыв и выключили телетрансляцию. Как убеждал народных избранников губернатор, в результате осталось тайной. Зато результат превзошел все ожидания – на сей раз уже 30 депутатов твердо убедились в необходимости создания ОП и лишь один по-прежнему воздержался. В местной парламентской традиции это и называется «разумный компромисс»...

Наверх