Дамбы без надзора
Профилактика паводка проводится, но гарантий от катастрофы никто дать пока не может. Первое за весну наводнение - правда, локального характера - уже случилось: затопило несколько домов у подножья Каштачной горы. Спасатели в голос твердят, что одна из причин этого – мусор, который засорил водостоки. А мусор выкидывают люди... Человеческий фактор может способствовать и более трагическому развитию событий: если вовремя не найдется хозяин гидротехнических сооружений Томской области, то в один «прекрасный» момент вода может смыть мосты, дороги и даже поселки.
Теоретически хозяин у них есть – ГТС находятся либо в муниципальной собственности, либо в федеральной. Но возьмем для примера водохранилище на реке Ум в Томском районе. Им заведует Минимущества РФ. Хорошо, собственник есть. Но! Нет эксплуатирующей организации, то есть тех людей, которые должны привести водохранилище в нормальное состояние: завести всю документацию, оформить декларацию безопасности плюс проводить контроль состояния гидротехнического сооружения и, соответственно, ремонтировать его по мере надобности.
- Нужен не абстрактный ответственный. Скажем, не администрация района вообще, а конкретный представитель администрации, - предлагает выход заместитель начальника Управления гражданской защиты ГУ МЧС по Томской области Юрий Гладун. – В каких целях они будут эксплуатировать ГТС – их дело. Главное, чтобы содержали в порядке согласно законодательству РФ. У нас в области около 400 гидротехнических сооружений. Некоторые «держат» несколько тысяч кубов воды, некоторые – несколько миллионов. И если где-то прорвет, то закончиться это может плохо. Например, водохранилище на Уме может запросто снести мост на трассе Томск - Юрга. А дамба в Моряковке в случае ЧС вынесет в реку склад ГСМ, интернат, котельную...
На сегодняшний день выделено пять самых опасных гидротехнических сооружений, основная часть которых находится в Томском районе. Диагноз один – бесхозные. И никто не знает, что творится внутри дамбы в Моряковке и когда она вздумает прорваться. Может – завтра, может – через пять лет. Детальное обследование давно не проводили ввиду отсутствия ответственных лиц. По словам Юрия Гладуна, в областную комиссию по чрезвычайным ситуациям Управлением МЧС было направлено официальное письмо с тем, чтобы КЧС ходатайствовала перед губернатором о закреплении ГТС за конкретными людьми или об их ликвидации. Кто может стать таковым? Юрий Анатольевич говорит: «Да хоть кто, можете и вы! Один частник взял пруд в аренду, вложил деньги и разводит там рыбу».
Хм. Сомнительно, чтобы простые томичи выложили кучу денег и занялись прудами. Посему возникает вопрос: если не найдется желающих содержать защитные сооружения, то они так и останутся без присмотра? Директор территориального центра «Томскгеомониторинг» Виктор Льготин разубеждает: на самом деле в том, чтобы следить за дамбами, прудами и водохранилищами, заинтересованы как муниципальные образования, так и промышленные предприятия наподобие Туганского горнообогатительного комбината, использующего ГТС в своих нуждах. Более того, процесс передачи в аренду или в собственность уже начался. Но идет он очень медленно, возможно, растянется на несколько лет. Выдержат ли дамбы этот срок – это уже другой вопрос. Еще два года назад Виктор Александрович предупреждал, что, если не найти комплексного подхода к решению водных проблем, то Томская область может «поплыть».
Но лишь в этом году дело сдвинулось с мертвой точки – во многом благодаря принятому закону о защите гидротехнических сооружений. Так, с марта «Томсгеомониторинг» проводил предварительную проверку 25 дамб, из них выделили 11 наиболее опасных, которые будут детальнее обследовать после паводка. Это кажется странным, ведь подобные сооружения больше всего страдают именно весной, во время подъема воды. Но начинать ремонтные работы уже поздно, да и Виктор Льготин успокаивает: большой угрозы, в принципе, нет, потому что в районе особо опасных мест – например, в селе Могочино – проводят профилактические взрывные работы, чтобы не допустить ледовых заторов и, как следствие, повреждения дамбы или поднятия воды выше ее уровня.
Но заслуженный геолог РФ обращает внимание: работать на безопасность должны не столько законы, сколько люди. Все проблемы последних лет произошли из-за того, что ответственные лица не выполняли то, что были должны... Затопления локального характера еще более показательны: местные жители, выкидывая хлам прямо на улицу, засоряют водостоки, и потом плывут. Как говорил профессор Преображенский, разруха - она в головах.