Cолдат бьют - командиры молчат

02 Февраля 2006
Cолдат бьют - командиры молчат

Томич Александр Семочкин прямо из казармы попал в реанимацию.

В газетах, по телевидению только и разговоров, что о трагедии в Челябинском танковом училище. Высокие чины из прокуратуры и Министерства обороны обещают: разберемся, накажем виновных. Министр Сергей Иванов недоумевает: как же так, ему вовремя не доложили? Видимо, в следующий раз (не дай бог, конечно!) не доложат тоже. Не спешат отчего-то командиры на местах, не сумевшие предотвратить преступлений, ни начальству докладывать, ни родственникам потерпевших сообщать. Свежий пример - инцидент, произошедший на днях в Алейской мотострелковой дивизии.

- Лариса Николаевна, вы только не волнуйтесь. Вам сообщили уже про Сашу? - корреспондент не могла найти слов, как сообщить жительнице села Александровское Ларисе Семочкиной о том, что ее сына с сотрясением головного мозга и сильными побоями доставили из алейской дивизии, что в Алтайском крае, в военный госпиталь города Новосибирска.

- Нет. В чем дело?

- Саша находится в госпитале...

- Володя, Сашу избили! - надрывный крик в трубке. Мать поняла все без объяснений...

"Рядовое" ЧП?

Вот что сообщил журналистам заведующий экстренной специализированной консультационной помощью краевого центра медицины катастроф Александр Кунгуров в понедельник, 30 января:

- 27 января в 14.20 из Новосибирска мне позвонил начальник медицинской службы 41-й армии (в состав которой входит Алейская мотострелковая дивизия - ред.) Андрей Есаулов и рассказал о том, что в алейской дивизии произошло ЧП с пострадавшим. В течение пяти минут мы выехали в военный госпиталь войсковой части дивизии на реанимобиле. 19-летний младший сержант Александр Семочкин находился в тяжелом состоянии: открытая черепно-мозговая травма. Семочкину была оказана медицинская помощь, после этого его отвезли в барнаульский аэропорт. На вертолете он был доставлен в 333-й окружной военный госпиталь в Новосибирске...

В тот же день Андрей Есаулов подтвердил корреспонденту информацию о "срочнике" Александре Семочкине: "Младший сержант Семочкин поступил в госпиталь с открытой черепно-мозговой травмой и ушибом головного мозга. В настоящее время он находится в состоянии средней степени тяжести, и сейчас ничто не угрожает его жизни. В госпитале он будет находиться еще около месяца. А потом в части ему выпишут отпуск по болезни. То есть на службу он вернется не раньше чем через 2-2,5 месяца".

Что же случилось с Александром? Узнать подробности трагедии не так-то просто. Уже со слов медиков нам стало понятно, что в войсковой части в Алейске пытаются "все тихо уладить".
В военной прокуратуре Алейского гарнизона комментировать ситуацию отказались, сославшись на запрет "сверху" о распространении этой информации. Но сотрудники прокуратуры все же сказали, что в избиении подозреваются два сослуживца Семочкина - это старший сержант и сержант. По словам сотрудников прокуратуры, парня избивали изощренно - и руками, и подручными средствами, даже сломали о него рукоятку швабры...

Вслед за отказом от комментариев местной прокуратуры последовали отказы от руководства 41-й армии и Сибирского военного округа. У первых нашлась "уважительная" причина: никаких комментариев нет, потому что "у нас правила такие: без письменного разрешения командования информацию не давать".

- Вам необходимо обратиться в пресс-службу Сибирского военного округа. Звоните в Читу, - заявил помощник командующего общевойскового объединения по связям с общественностью. В Чите, в пресс-службе СибВО, нам пообещали предоставить ответ на письменный запрос, но не раньше 1 февраля (когда уже поступает в продажу). Руководитель пресс-службы полковник Валерий Щебланин поинтересовался: "Что вас удивляет в произошедшем? Такие случаи встречаются повсеместно. Вы не подумайте, я не защищаю виновных, тем более что их уже привлекли к ответственности, но таким фактам есть место и в гражданской жизни..."

Матери сообщить не потрудились

31 января корреспонденты дозвонились до родителей Александра Семочкина в село Александровское Томской области. Владимир Тимофеевич и Лариса Николаевна Семочкина не знали о случившемся с Сашей ничего. Ничего не знали и в военном комиссариате, откуда призывался их земляк.
- 26 декабря Саша пришел в отпуск. Чего он только не рассказывал про эту армию... Мы лишь догадывались о том, что там за беспредел творится, - немного успокоившись и выпив валерьянки, рассказывает мама Саши Семочкина. - Его в ноябре прошлого года тоже сильно избили. Он все скрывал - лишь бы мы с отцом не переживали. 10 января у Саши закончился отпуск, он поехал обратно в Алейск. На прошлой неделе сын звонил домой, но разговаривал только с младшей сестрой, нас с мужем не было дома...

Александру Семочкину оставалось служить всего ничего. По армейским меркам его можно считать старослужащим: в ноябре этого года он должен демобилизоваться. Из Александровского Сашу призвали 14 декабря 2004 года в Читу. После "учебки" его направили в Алейск.

- Мы же сами с отцом его в армию отправили, - продолжает Лариса Николаевна. – После школы Саша поступил в Томский политехнический университет, но не смог сдать первую летнюю сессию. Тогда-то мы и сказали, чтобы он шел служить....

После разговора с корреспондентом Лариса Семочкина позвонила начальнику военного госпиталя в Новосибирске. Матери сказали, что ее сын находится в отделении нейрохирургии, опасности для жизни нет, что Саша был доставлен в тяжелом состоянии с сотрясением мозга и многочисленными побоями. 1 февраля Владимир и Лариса Семочкина вылетели из Томска в Новосибирск в госпиталь к сыну.

P.S. После того как командование СибВО узнало об избиении Александра Семочкина, был снят с должности начальник войсковой части в Алейске Владимир Филатов.

Трагедия рядовых

После трагедии рядового Андрея Сычева из Челябинского танкового училища Министерство обороны обнародовало страшную статистику: в результате преступлений и происшествий в армии в 2005 году погибли 1064 военнослужащих (то есть ежедневно гибли по два-три человека). Из них 276 человек покончили жизнь самоубийством. И лишь 16 человек считаются жертвами неуставных отношений. 

 

Официально

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин выступил с заявлением в связи с последними инцидентами в армии. «Государственные органы различных уровней не обеспечивают своим гражданам безопасные и достойные условия прохождения военной службы по призыву, защиту неотъемлемых человеческих прав на жизнь, здоровье, неприкосновенность личности, - говорится в заявлении. - Позорно для всех нас, что укоренившиеся в армейской среде традиции неуставных взаимоотношений, напоминающие законы уголовной среды, оказываются сильнее государственной машины. Побои, унижения, издевательства в казармах, к сожалению, стали нормой жизни».

Уполномоченный считает, что в случившихся событиях нельзя винить только армию. «Эта вина и беда российского общества в целом, - уверен он. - Свидетельством этому публикация в средствах массовой информации исчерпывающего перечня телесных повреждений, нанесенных Андрею Сычеву. Постыдно, что не соблюден закон о врачебной тайне, нет никакой деликатности и человеческого сочувствия в постигшем солдата и его семью горе».

Наверх