Чрезвычайная станет «отличницей»
Комиссия по чрезвычайным ситуациям тяжелый февраль переживает успешно.
Бывают ситуации, когда выдержку сохранить сложно. Бывает легко сорваться на крик и неуместные упреки, когда в твоем доме уровень воды – плюс 20 сантиметров от пола.
Странный в плане температурного режима февраль исчерпывает почти весь годовой лимит чрезвычайных ситуаций. Тогда так и хочется потерять самообладание, которое в данной ситуации – самое дорогое из всего перечня человеческого капитала.
Такие ситуации случаются. Не бывает только срывов – выдержки никто не теряет. И тогда чрезвычайные ситуации (взять то же затопление домов по улицам Мостовой и Амурской, которое еще не было ликвидировано до конца, когда на пульт дежурного МЧС уже поступило первое сообщение о крупной аварии на Герцена) рушатся о каменную стену невероятно спокойных слов «все под контролем» - коронной фразы комиссии по ГО и ЧС. Наигранная хладнокровность этих слов – только прикрытие.
- Я одним из первых получаю сообщение о ЧС, реагирую сразу, и не потому, что должность обязывает, - вспоминает председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям, первый заместитель мэра Сергей Лазарев. – Когда знаешь, что в зоне бедствия оказались дети, больные и пожилые люди, – тогда ситуация вряд ли уже может оставить равнодушным. И просто невозможно не задействовать все механизмы – лишь бы ликвидировать причину ЧС как можно быстрее.
Пятница, 10 февраля. Последний день ликвидации последствий февральского наводнения на улице Мостовой. Хозяйка дома по улице Мостовой, 1, Надежда Ездокова спокойна – понимает, что истерика здесь совсем ни к месту. Работе комиссии по чрезвычайным ситуациям, днюющей и ночующей на месте аварии, она не мешает. Обозначение причин такой природной катастрофы услышала непосредственно от Сергея Лазарева: просто так получилось, что из-за холодного января труба, соединяющая один водоем с другим, перемерзла – соответственно, вода по ним течь не могла. А когда в начале относительно теплого февраля все оттаяло – то трубы прорвались, и уровень воды начал подниматься. Поэтому службы осуществляют откачку воды, а также ее перекачку в другое русло. К вечеру пятницы уже почти все сделано – Надежда Александровна оценивает работу комиссии по чрезвычайным ситуациям так: «все, что могли сделать быстро и хорошо, все сделали». Работу комиссии оценивает и Сергей Лазарев: ставит четверку с плюсом. «Отличницей» комиссия станет только тогда, когда таких аварий не будет вовсе.
Но и это не главное. Из уст первого заместителя мэра пострадавшая услышала и еще одну, более значимую для нее информацию: компенсация за испорченное имущество будет выплачена в течение 10 дней. «Хорошо, если бы как можно скорей», - думает Надежда Ездокова.
Приоритет «человеческого» над «техническим» - закон неписаный, в отлаженной системе механизма работы комиссии по чрезвычайным ситуациям действует уже давно и разногласий не вызывает.
- Как только с пульта оперативного дежурного поступает сигнал, система срабатывает сразу же, - рассказывает Сергей Михайлович о системе немедленного реагирования. – Первое – это люди, их безопасность, обеспечение их нормальной жизнедеятельности. И только потом уже все остальное. Если это затопление, то либо эвакуация населения с места бедствия, либо – для оставшихся, обеспечение всех стандартных мер: обогрев, охрана домов правоохранительными органами, выделение питания из неприкосновенного запаса. Все эти действия проходят уже на автомате и среди членов комиссии споров не вызывают.
Споры, а если сказать точнее, обсуждение идет в основном вокруг технических сторон - выявления причин и ликвидации аварии.
- Но перед принятием решения выслушиваются мнения всех специалистов: гидрологов, взрывников, спасателей, - рассказывает Сергей Лазарев. – Последнее слово за мной как за председателем комиссии. И ответственность тоже на мне.
К тому же на работе спецслужб споры руководителей не сказываются – что является только плюсом. Например, Иван Темерев, сотрудник поисково-спасательной службы, работая на аварии на Мостовой, получал максимально четкие указания. Чему был только рад, потому что это позволило качественно сделать свою работу.
Но окончательно радоваться можно будет только тогда, когда комиссия по чрезвычайным ситуациям все же станет «отличницей». Для этого у ее начальника тоже есть в запасе кое-какие меры.
- Я полагаю, чем платить за устранение последствий чрезвычайной ситуации, лучше заплатить за ее предотвращение, - делится планами глава городского ГО и ЧС Сергей Лазарев. – Ведь та же проблема с затоплениями – не только на Усть-Киргизке, но еще и на Степановке. Нужен плановый подход – своевременный мониторинг ситуаций, их отслеживание и, по возможности, предотвращение. Надо отметить, что это - работа недешевая. Вопрос о таком подходе к делу ставился на комиссии – но пока непросто определиться с источниками финансирования. Надеемся, что в скором времени мы все же устроим конкурс по привлечению компаний, которые будут заниматься мониторингом развития опасных явлений.