Борьба за миллионные гранты продолжится

18 Августа 2006
Борьба за миллионные гранты продолжится

По оценкам экспертов, наступающий учебный год пройдет в российских вузах под знаком инноваций. 17 вузов-победителей конкурса инновационных программ в рамках нацпроекта "Образование" должны будут реализовать эти программы и отчитаться, как они повлияли на качество образования.

Еще порядка 20 вузов вступят в новую конкурсную борьбу за миллионные президентские гранты.

Прошедший впервые в 2006 году конкурс вузовских инновационных программ показал, что в российском высшем образовании эти самые инновационные "точки роста" все же есть. Однако результаты первого конкурса инновационных вузов оказались подчас неожиданные.

Так, сюрпризом оказалось, что в число 17 победителей вошел Самарский авиационно-космический университет, а некогда знаменитого МАИ в их числе не оказалось.

Злые языки этот факт прокомментировали так: МАИ в советское время славился студенческой наукой, а теперь охват студентов научной деятельностью - менее 8 %, это против 80 % в восьмидесятые годы. При этом в той же Бауманке, которая набрала самое большое количество баллов в конкурсе, практической научной деятельностью заняты все 100 % студентов.

Журнал "Эксперт", анализируя результаты конкурса инновационных программ вузов в 2006 году, отмечает, что все победившие инновационные программы вузов, рассчитанные на два года, выглядят вполне системно: в них предусматриваются и наращивание инфраструктуры, и изменение способов и условий обучения, и институциональные преобразования, и производство научно-технической продукции.

Специалисты, участвовавшие в отборе лучших инновационных программ, утверждают, что победителей выбирали отнюдь не за имя. Оценивались именно инновационный программы.

Конкурс в целом серьезно поднял планку вузовской науки по стране.

Университеты, которые претендуют на участие в следующем конкурсе и, соответственно, на получение грантов, уже готовятся представить на суд вузовской и академической общественности научные инновационные разработки высокого уровня сложности.

Нам стало известно, что, к примеру, Кабардино-Балкарский государственный университет, не получивший необходимого количества баллов в первом конкурсе, готовится познакомить научный мир с результатами своих наиболее актуальных научных программ: "Нанотехнологии и наноматериалы", "Физика межфазных явлений", "Электрохимия и нанохимия". Ученым физического факультета КБГУ удалось сконструировать "электронный токарный станок" для изготовления деталей с точностью обработки 1-2 нанометра, в котором в качестве резца выступает электронный пучок. Таким образом, создан высокоточный инструмент для целей микрохирургии, микробиологии и генной инженерии, в разы превышающий характеристики существующих в мире аналогов.

"Нац проект "Образование" - действительно очень важный проект, который вполне конкретно и реально влияет на повышение качества образования, – говорит один из экспертов, глава "Деловой России" Борис Титов. – Это как раз тот редкий пример, когда прошел конкурс, и никто не усомнился в его результатах. Была создана такая прозрачная система отбора, что никаких путей для коррупции простои быть не могло".

По мнению Бориса Титова, конкурсный подход к поддержке инновационных вузов – правильный шаг.

"Нельзя сразу сделать все образование качественным и инновационным. Надо начитать с чего-то.

Начинать надо с тех, кто креативнее, кто готов уже сегодня реально повышать качество образования, обеспечивать рынок труда качественными специалистами... Вот, например, мой собственный вуз, МГИМО – престижный, на мой взгляд, качественный – не потрудился подготовить хорошую программу, рассчитывал на свои прошлые заслуги - и ничего не получил. А вот другие вузы - например, Самарский авиационно-космический университет, Высшая школа экономики – потрудились и получили деньги на свои программы.

Они доказали, что они уже инновационные по сути, и по инновационному подошли к подготовке программ. А самое главное - все увидели, что деньги можно получать, не пробиваясь в большие двери, а реально работая и реально повышая качество образования".

Источник:Газета.Ru
Наверх