Без арифметики предпочитают жить колпашевские депутаты
Несущественный для депутатов Колпашевской районной думы вопрос о создании счетной палаты в официальной повестке ее недавнего трехчасового заседания не значился. Председатель Думы Зоя Былина включила его в пункт «Разное». И хотя время от времени по поводу необходимости формирования органа, уполномоченного контролировать бюджетные расходы, дискутировали еще депутаты прошлого созыва, их преемники и вновь избранные депутаты отнеслись к предложению без особого интереса. Озвучил его Николай Костарев - инициатор создания при районной думе контрольного органа. Заранее познакомил коллег и с разработанным им «Положением о счетной палате Колпашевского района».
- Цифры, которые мы сегодня обсуждаем при утверждении бюджета, - обратился депутат к собранию, - не имеют конкретного подкрепления, они просто прописаны на бумаге. Мы не знаем объективной ситуации и смотрим на десятки миллионов рублей сквозь пальцы. Не знаем, как используются деньги, имущество, каким образом распределяется земля, устраиваются конкурсы на муниципальные заказы, как они контролируются.
Факты нецелевого использования бюджетных средств, исчезнувших кредитов, зачастую выданных без каких-либо гарантий возврата, не раз всплывали в Колпашевском районе. Неоднократно городская прокуратура вносила представления главе районной администрации об устранении нарушений бюджетного законодательства. Сегодня среди 15 депутатов районной думы нет ни одного экономиста или юриста, способного профессионально разобраться в предложениях администрации, которая выносит на утверждение представительному органу финансовые документы, определяющие жизнь района в течение года. Вслепую утверждая бюджет, позже депутаты вынуждены объяснять избирателям, почему не хватает денег на решение многих жизненно важных вопросов.
На заседании Думы всплыл такой, например, факт. В прошлом году предприятия - безнадежные должники - не доплатили в местный бюджет налогов на 1 миллион 965 тысяч рублей. Их списали. Нынче управление финансов вновь призвало депутатов закрепить порядок списания таких долгов. Двое депутатов попытались было обозначить проблему ответственности за потерю бюджетных средств и доведения предприятий до банкротства. Напомнили и о существовании предприятий-однодневок, которые, получая бюджетные кредиты, меняют вывески и продолжают накапливать долги, которые позже легко прощаются. «Куда они израсходовали деньги – с чиновником разделили или использовали по назначению? Кто это выяснит?» - прозвучал вопрос Николая Костарева. Вопрос остался без ответа. Напомнил депутат собранию и о ежегодных 400 миллионах вливаний в коммуналку, которые «неизвестно, куда уходят».
Более 606 миллионов рублей составляет бюджет Колпашевского района на 2006 год. Из них более 136,5 миллиона будет израсходовано на зарплату чиновникам. При этом на финансовую поддержку всех поселений района выделено 64 миллиона 596 тысяч рублей. А, например, по статье «Пособия по социальной помощи населению» (в Колпашевском районе живут около 45 тысяч человек) - немногим более 42,5 миллиона рублей.
Средств не хватает на многое. Недавно из-за аварийного состояния в Колпашеве были одновременно закрыты лыжная база, эколого-биологический центр, часть муниципальной школы искусств вместе с актовым залом. Комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности рекомендовала закрыть дома культуры в Тогуре и Тискине. В аварийном состоянии - детский сад N 17. Последние месяцы доживает межшкольный учебный комбинат. Для него также не нашлось средств. В прошлом году перестали существовать два детских сада и малокомплектная школа в одном из поселков района.
Фраза «Денег в бюджете нет!» из уст местных чиновников еще недавно звучала как заклинание. Сегодня даже глава районной администрации признается: «Ситуация изменилась. Деньги появились». Однако тратить их чиновники по-прежнему предпочитают по собственному усмотрению. Заседание, о котором речь, вновь подтвердило позицию администрации и лояльное к ней отношение колпашевских избранников. Зачем портить отношения?
Самое активное участие в работе Думы принял глава районной администрации Владимир Шафрыгин. Ненавязчиво он внушал депутатам собственную точку зрения, с которой те миролюбиво соглашались.
- Вы абсолютно правы, - говорил Владимир Иванович. - Вообще, ситуацию по контролю надо усилить.
Да, двух ревизоров, по мнению главы, на район мало, хотя контролеров - пруд пруди. Вот и прокуратура «бесплатно контролирует»... Однако надо подумать, как лучше сделать, чтобы решить вопрос «в рамках закона».
Депутаты, поинтересовавшись тем, как раньше велся контроль за расходованием бюджетных средств, узнали, что раз в год приезжали в Колпашево федеральные ревизоры. Подумали о том, не привлечь ли к разовой работе по договору аудиторов? Убедились, что это дорого и неудобно. Еще и юрист администрации Александра Шачнева внесла смуту, заявив, что в соответствии с уставом района Дума не обладает полномочиями по созданию независимого органа. Она лишь «может обратиться к главе администрации с тем, чтобы создать это муниципальное учреждение». Абсолютной истины в утверждении не было, но депутаты ему поверили.
Тремя месяцами ранее Николай Костарев сделал запрос в областную контрольную палату: «При обсуждении проекта устава Колпашевского района (новой редакции) администрация убедила депутатов в том, что организация своего счетно-контрольного органа не обязательна из-за того, что ежегодно бюджеты всех муниципальных районов будут проверяться счетной палатой Государственной думы Томской области. Запланирована ли проверка Колпашевского района в 2006 году?». Из ответа следовало: «Проверка исполнения бюджетов муниципальных образований не относится к обязанностям контрольной палаты. Эта функция является обязательной нормой для представительного органа района, который перед принятием решения по исполнению бюджета администрацией района обязан организовать его проверку своим контрольным органом... Внести изменения в устав района депутаты могут в любое время».
Колпашевцы решили иначе
- Нам не надо контролировать главу, УФЭП (управление финансов и экономической политики – авт.), где деньги теряются. У них все налажено, – высказался Сергей Дударев. Отметил, правда, что как депутату ему известна проблема исчезновения бюджетных средств. – Кто пойдет проверять, куда деньги ушли и не дошли до избирателей? Должен быть орган, который будет контролировать наши беды, – заключил предприниматель.
Глава администрации поддержал:
- Если сегодня депутаты дадут поручение проверить, завтра создадим рабочую группу, доложим...
Снова большинство думцев прислушалось к рекомендации свыше. Администрация сама проверит свою работу, расскажет о ней - и голова не болит!
Напомнил Владимир Шафрыгин и о невозможности внесения изменений в численный состав администрации (для создания независимого органа предлагалось «перекинуть» двух-трех бухгалтеров-экономистов из администрации в счетную палату, что позволило бы избежать дополнительных расходов на ее финансирование). Нельзя так делать, убеждал глава администрации: изменим число чиновников – финансирования из области не получим.
107 человек составляют сегодня штат районной исполнительной власти. С подачи администрации он был утвержден депутатами, хотя по оценкам специалистов, да и некоторых депутатов, необходимая численность превышена примерно на 30 человек или как минимум - на 16 (что соответствует существующей методике расчета количества муниципальных служащих). О превышении допустимого предела депутат Костарев и коллегам докладывал, и даже губернатору написал, да только ответа по существу не получил. Почему областная власть будет решать вопросы районного уровня? На то есть органы местного самоуправления.
При формировании аппарата управления городским поселением более двух десятков работников районной администрации были переведены в новую структуру. Логично было бы предположить, что соответственно уменьшится аппарат районной исполнительной власти. Не тут-то было! Несмотря на то, что многие функции «районщиков» в процессе реформирования были переданы «горожанам», число чиновников районной администрации оказалось раздутым до предела. Сегодня 25 чиновников представляют городскую администрацию и 77 - районную.
Зачем же депутатам районной думы надо было мудрить, считая их численность? У некоторых из них, как и у работников администрации, появилась возможность устроить на высокооплачиваемые должности родственников и знакомых.
Один факт. При утверждении бюджета 2005 года депутаты прошлого созыва приняли решение не выплачивать чиновникам небольшую часть необоснованных премиальных «за особые условия труда». В результате бюджет получил дополнительно 8 миллионов рублей, которые были направлены на решение насущных проблем города. Та акция была одноразовой. Рискуя подвергнуться репрессиям со стороны районного руководства, депутаты действовали на свой страх и риск. Счетная палата может фактически обосновывать подобные решения и представлять депутатам все необходимые документы и доказательства. В ее задачи входят «оценка эффективности, целесообразности и экономности использования бюджетных средств, обеспечение принципа достоверности бюджета».
Обсуждения злободневного для населения, но неактуального для депутатов вопроса не получилось. Как по поводу создания счетной палаты, так и по поводу обретения районной думой независимого юриста. Работал такой специалист в прошлом году. Деньги получал небольшие, а пользу депутаты ощущали, в чем и признались коллегам.
- Каждому депутату поступают обращения, и многим не хватает юридической подготовки, чтобы дать грамотный ответ, - озвучила проблему Надежда Глебова. Пояснила, что, предварительно обсудив ее, депутаты решили: принять на работу юриста необходимо.
Но тут в разговор вновь вмешался глава администрации. Предложил обсудить вопрос не о трудоустройстве в Думу независимого юриста, а о приглашении еще одного специалиста в администрацию.
- От кого не зависимый? – поддержала главу депутат Людмила Трифонова. – Закон-то один!
В результате сошлись на мнении о том, что юрист администрации будет «специализироваться по работе с депутатами». Так районная дума осталась без своего юриста.
После непродолжительных вялых дебатов думцы решили создать рабочую группу по организации осуществления контроля и включить в нее четырех депутатов и столько же представителей администрации.
- При чем здесь администрация? – возмутился инициатор вдребезги разбитой идеи о создании счетной палаты. – Это полномочия Думы!
- Это не полномочия Думы! – заявила председатель.
- В соответствии с законом мы обязаны создать такой орган, - настаивал Николай Костарев. - Хотите контролировать бюджет, давайте создавать. Не хотите, так и скажите людям: нам деньги не нужны. Я против создания этой группы.
- Так, уважаемые депутаты! Костарев берет самоотвод! – резюмировала Зоя Былина.
- Пусть четыре человека соберутся и решат, надо или не надо включать администрацию, - предложил компромисс Сергей Красников.
- Я хотел бы пояснить депутатам, кого направить в эту рабочую группу, - снова взял слово Владимир Шафрыгин. – Там должен присутствовать экономист, который занимается бюджетом, 20 лет работает и два высших образования имеет.
- Черников! - прозвучала догадка. (Александр Черников до недавнего времени работал начальником УФЭП, а теперь занимает должность первого заместителя районного главы).
- Разумно направить в эту группу юриста, который бы консультировал как специалист, и ревизора, который бы сказал депутатам, что это такое – контроль, - продолжал глава.
- Мы же должны делать в общем-то одно дело! – пришел к консенсусу Сергей Дударев.
Костарева заменили. На том дебаты закончились.
Комментарий в тему
Говорит депутат городской думы Томска Василий Еремин:
- При создании счетной палаты Томска городская администрация сопротивлялась абсолютно так же. После 93-го года, когда указом Ельцина были ликвидированы Советы народных депутатов, глава муниципального образования и исполнительный орган – администрация получили все права вплоть до прав представительных органов. Они поняли силу власти. Это их развратило. Может быть, ситуация сохранялась бы до нынешнего дня, но мы, оппозиция во главе с Олегом Плетневым, через судебные процессы и Верховный суд добились самостоятельности Думы как юридического лица и создали счетную палату. Назвали ее по аналогии с Российской счетной палатой. Создали, чтобы иметь специалистов, которые могли бы вносить предложения по формированию бюджета, профессионально проверять соответствие проекта бюджетному кодексу, другим нормативным актам и главное – контролировать расходование этих денег. Иначе происходит игра в одни ворота: администрация сама предлагает, своими «карманными» депутатами голосует, сама контролирует и исполняет. Не иметь такого органа как счетная палата для Колпашева и других муниципальных образований, я считаю, - подножка депутатам. Это не способствует интересам населения, налогоплательщиков, которые по копейке складывают в общую копилку. Из нее и состоит бюджет.
Единственным органом, который определяет, кому сколько денег дать, является Дума. Сколько она даст исполнительной власти, столько та и потратит. Сколько посчитает нужным взять себе для выполнения полномочий, столько и возьмет. В бюджете Томска записано: «Дума города Томска, в том числе – счетная палата». Мы обеспечили ее отдельным зданием, новейшей техникой. Аудиторов - главным образом, экономистов - набирали на конкурсной основе. В требования входили знание аудита, закона об аудиторской деятельности, соответствие ему и обязательно – честность, порядочность, неподкупность. Скоро счетной палате исполнится шесть лет. Ее специалисты зарекомендовали себя только с лучшей стороны. Они вернули в бюджет миллионы рублей. И уголовные дела возбуждаем по результатам работы счетной палаты.
Информмция о зарплатах чиновников должна быть открытой. Любые премии главе администрации, к примеру, определяются в порядке, который устанавливает Дума. В Томске мэр и чиновники, понимая, что мы все равно узнаем об их доходах, сами дают сведения. Счетная палата – это огромная кувалда, которой можно бить не только по администрации, но и по всем структурам, где используются муниципальные деньги. Сопротивление было, есть и будет. Однако, чтобы повысить свой престиж как коллективного органа и каждому колпашевскому депутату стать поборником интересов народа, надо создать орган, посредством которого они действительно смогут контролировать деятельность исполнительной власти. Да и Зое Васильевне надо задуматься о том, что на месте нынешнего главы может оказаться другой человек, который будет общаться с председателем совершенно иначе, чем сегодня. Я бы пожелал депутатам отбросить политические или человеческие распри и сказать себе: «Если мы это не сделаем, в глазах населения мы будем просто-напросто никем».