Андрей Костин: прямого ущерба экономике России кризис не нанесет
Президент ВТБ Андрей Костин на форуме в Давосе заявил, что сопротивление спаду в экономике США могут оказать развивающиеся рынки во главе с Россией, Китаем и Индией. Об успехах развивающихся рынков, мировом финансовом кризисе и его последствиях, в том числе, для акций ВТБ, а также экспансии в СНГ, Костин рассказал в интервью информационному каналу "Вести".
- Андрей Леонидович, здравствуйте. На форуме вы заявили, что развивающиеся страны во главе с Россией, Китаем и Индией окажут должное сопротивление спаду экономики США. Вот расскажите подробнее, каким образом и откуда такая уверенность в устойчивости отечественной экономики?
- Да, действительно, сегодня многие глобальные темы, которые обсуждаются в Давосе, они непосредственно проходят на фоне того, что происходит на фондовых рынках и один из ключевых вопросов, это что будет с американской экономикой, будет ли это просто замедление ее темпов, либо это будет реальный кризис. На этом фоне безусловно развивающиеся рынки, и прежде всего Россия и ряд других стран выглядят куда более успешными. Темпы экономического роста у них сохраняются. И в принципе, на мой взгляд, какого-то прямого, серьезного ущерба российской экономике то, что происходит сегодня не нанесет. И в определенной степени экономика России способна оказать стабилизирующее воздействие на те процессы, которые происходят в мире. Безусловно, какие-то негативные эффекты глобальных проблем мы будем испытывать. Но в целом, я бы сказал, что прогноз участников здесь оптимистичный в отношении рынков развивающихся стран.
- Вы сказали, что все-таки негативные эффекты мы будем на себе испытывать. А вот расскажите подробнее, как финансовый сектор России ощутил на себе последствия мирового финансового кризиса? В частности банк ВТБ.
- Вы знаете, с начала этого года, последняя неделя особенно, намечалось падение индексов на фондовых рынках всех стран мира. И безусловно акции всех компаний, в том числе и в России очень резко упали. Вопрос, насколько длинным будет такая корректировка рынка? Эксперты расходятся во мнениях. Кто-то говорит, что это будет три месяца, кто-то шесть, кто-то два года. Но в целом, конечно, экономика развивается в определенной степени циклично. И сейчас мы имеем такую ситуацию, при которой на фондовом рынке, в том числе российском, конечно, существует. Второй вопрос, как дальше будет развиваться кризис? Какое воздействие может оказать мировой кризис на, скажем, на ликвидности российских банков, на возможности получения финансирования из-за рубежа. И этот вопрос пока остается открытым. В прошлом году, вы знаете, такая проблема была. Но с помощью, я считаю, своевременных и умелых действий правительства и ЦБ проблема была преодолена. Поэтому может быть еще немножко рано говорить о том, какое непосредственно воздействие будет. Безусловно, повторяю, какие-то негативные эффекты мы будем наблюдать. Но в целом, я думаю, что у России сегодня достаточно сил, в том числе и резервы, и стабилизационный фонд, и другие возможности для того, чтобы выйти из этой непростой ситуации со здоровым темпом экономического развития. В том числе и банковского сектора.
- Акции банка ВТБ, так же как и акции очень многих других компаний, они подешевели. Вот можно ли говорить о каких-то серьезных потерях и вообще о каких цифрах идет речь?
- Вы знаете, дело в том, что в отличие от, скажем, проблем крупных западных банков, которые понесли большие потери в результате вот финансового кризиса прошлого года, российские банки, это относится к ВТБ, и к Сберегательному банку, имели очень успешный год. То есть рекордные прибыли, рекордные темпы развития. Поэтому основа падения курса акций лежит в не деятельности наших учреждений, а лежит в то обстановке, которая сложилась на мировых фондовых рынках. Поэтому ответом на это может быть только хорошая устойчивая работа. И конечно мы понимаем озабоченность инвесторов. Но безусловно рано или поздно индексы и цены на наши акции вернуться и пойдут вверх. Тут сомнений быть не может. Потому что нет никаких оснований, повторяю с точки зрения бизнеса, для того, чтобы эти цены падали.
- А как в таких ситуациях компенсируются потери?
- Только хорошей устойчивой работой.
- В связи с этим не предвидится ли оттока клиентов?
- Дело в том, что с клиентами это вообще не связано. Потому что банки работают устойчиво. Это касается акционеров. То тут прямых потерь на сегодня нет. До тех пор, пока акционер не расстался со своей акцией, потерь нет. Поэтому безусловно, те акционеры, которые проявят терпение и правильное понимание обстановки, и те, которые останутся держателями акций, те, конечно, я думаю, дождутся того дня, когда ситуация будет более веселая.
- Андрей Леонидович, в прошлом году банк ВТБ очень успешно прошел свое IPO, какие планы на этот год? Будут ли дополнительные размещения?
- Конечно, размещений больше не будет. А планы, в том, что вот тот капитал, который мы собрали в ходе IPO, сегодня будет использован на развитие банка. С тем, чтобы темпы роста банка увеличивалась, чтобы доля на рынке, росла. То есть для развития бизнеса. А возможности сегодня такие в России огромные.
- Я знаю, что ВТБ планирует покупку банков на постсоветском пространстве. Вот какие цели перед собой ставит ВТБ и чем это интересно?
- Ну все-таки постсоветское пространство это 300 миллионов жителей. Это примерно в два раза рынок больше, чем просто рынок России. И конечно, исходя из взаимозависимости нашей экономики, и из ну, естественно, тех исторических, экономических связей, которые существуют, это рынок, на котором российские банки могут, я бы сказал, не только успешно конкурировать, но занимать лидирующие позиции по сравнению с другими, банками других стран. В том числе и американскими, банками Западной Европы. Поэтому я думаю, это естественный рынок для экспансии российских банков. И такая экспансия приветствуется и руководством этих стран. Я думаю, что во многом вот создание такого единого экономического пространства на постсоветском пространстве возможно с помощью более активного участия российских банков.
- Одна из тем, которая обсуждается на Давосе, это государственные инвестиционные фонды. В России их появилось сразу несколько. Вот как вы оцениваете их плюсы и их минусы?
- Ну я считаю, что озабоченность, которая высказывается рядом западных аналитиков или руководителей, она преувеличена. Думаю, что государственные инвестиционные фонды способны оказать стабилизирующее воздействие. И вот пример нынешнего кризиса на Западе показывает, что многие фонды, в том числе, скажем, из арабских стран, оказали существенную поддержку американским банкам. Поэтому я думаю, что если брать, допустим, российский Стабилизационный фонд, то те задумки, которые существуют по инвестициям, относятся к инвестированию в портфельные инвестиции. Россия не собирается никого контролировать, не собирается делать какую-то экспансию на эти рынки. Но задача сохранения и преумножения Стабилизационного фонда, она требует инвестирования. И в этом плане я думаю, что роль государственных инвестиционных фондов будет возрастать. Я думаю, что она будет позитивной.
- Вы сказали о том, что государственные инвестиционные фонды развивающихся стран инвестировали в экономику уже развитых стран, как вы считаете, эта тенденция продолжится?
- Я думаю, продолжится, и мы в частности тоже заинтересованы в том, чтобы эти средства, они инвестировались в Россию, и в наш банк, и так далее. Поэтому тоже проводим работу с инвесторами.