Алкогольная диверсия

12 Января 2006
Алкогольная диверсия
Новая редакция закона РФ об алкогольной продукции обернулось остановкой производства ликероводочных изделий. После новогодних праздников ни один завод не возобновил производство. Дело в том, что предприятия не могут продавать алкоголь внутри страны из-за отсутствия акцизных марок нового образца. В течение месяца производители распродадут остатки. И на прилавках останется продукция иностранных производителей.

По словам генерального директора ассоциации «АЛБИ» (Северо-Западный альянс участников алкогольного бизнеса) Михаила Злыдникова, сегодня в Петербурге стоят все заводы, производящие алкогольную продукцию, потому что им нечем оклеивать бутылки. «О том, что закон будет принят и вступит в силу в 2006 году, знали. Все предприятия сделали все, что от них требовалось, они приобрели оборудование по оклейке марок, счетчики, и т.д. Со своей стороны производства сделали все, но здесь идет пробуксовка работы на федеральном уровне. Само положение об изменениях в 102 закон о новых акцизных марках было подписано 31 декабря, а вступил в силу закон уже 1 января 2006 года», — пояснил он.

Как отметил генеральный директор ЗАО «Холдинговая компания «Ладога» (Санкт-Петербург) Вениамин Грабар, с 1 января 2006 года завод не смог произвести ни одной бутылки водки на внутренний рынок, и в данный момент работает только по выпуску экспортной алкогольной продукции, для которой обклейка акцизными марками не требуется. «При этом в закупку специального оборудования для обклейки новыми марками мы уже инвестировали 500 тысяч рублей. Оно пока стоит. До тех пор, пока мы не получим от налоговой инспекции акцизных марок нового образца, мы не сможем работать», — подчеркнул он. Предвидя сложившуюся ситуацию на рынке, ХК «Ладога» до вступления в силу нового закона заготовила алкогольную продукцию на месяц вперед.
Такие же меры приняли и другие производители. По мнению участников алкогольного рынка, даже если сами акцизные марки в налоговой инспекции есть, то нет порядка их выдачи производителям (то есть подзаконных актов, которые регламентируют их выдачу), который должен был разработать Минфин.

Новый закон ударил не только по бизнесу, но и по региональным бюджетам. Поэтому региональные власти тоже резко выступают против сложившейся ситуации. По словам председателя комитета экономического развития промышленности и торговли правительства Санкт-Петербурга Владимира Бланка, данный закон — «не продуманный и не обоснованный». «Он слишком резко меняет систему. В совокупности из-за этой реформы бюджеты всех уровней потеряли около 1 млрд рублей в течение 2005 года. Сейчас к этому добавится и то, что заводы будут стоять, и городской бюджет опять недополучит деньги», — отметил Бланк.

По его мнению, внедрение нового закона — это пример того, как не надо осуществлять государственное регулирование экономики, закон противоречит как интересам регионов, так и государству в целом. «Чиновники, которые этим законом занимались, должны быть привлечены к ответственности, — считает Бланк. — Это пример того, как наши федеральные коллеги не надлежащим образом отнеслись к внедрению этого закона. В связи с этим в понедельник по возращении губернатора будем обращаться в федеральное Правительство с просьбой и требованием по скорейшему устранению проблем, возникших из-за неготовности федеральных властей к внедрению этого закона. Ничего, кроме убытков, этот закон субъектам федерации не несет». До принятия закона, по его словам, город ежегодно получал акцизов от продажи алкоголя на 2 млрд руб. По мнению Бланка, лучший вариант решения этих проблем — продление существовавшего порядка и принятие нового закона.

Аналогичная ситуация и в других регионах страны. Руководство Новгородской области обратилось с письмом к Правительству РФ и лично к премьеру Михаилу Фрадкову с просьбой скорее решить проблему с марками. «Запасов алкогольной продукции, произведенной на предприятии до нового года, хватит еще на недельку, — говорит генеральный директор ОАО «Алкон» (Новгород) Юрий Бобрышев (сообщает ИА REGNUM). — А дальше — прямая выгода украинцам и прочим зарубежным поставщикам алкоголя. Мы будем стоять, а они будут поставлять. Вся отрасль страны стоит. Я называю это спланированной диверсией со стороны государства. Это вредительство, потому что государство не выполняет свои функции, ведь о введении новых акцизных марок было известно еще летом прошлого года».

Наверх