«Высокие отношения»

27 Декабря 2013
Автор: Оксана Чайковская «Высокие отношения»

или Чудо общения - в наших руках!…

Самое большое чудо на земле - человек. Самое большое благо - возможность общения. В райских местах, оставшись в одиночке на острове, человек теряет волю и погибает. Слепоглухонемые дети всю жизнь учатся главному навыку - общаться с другими людьми. Это - крайности. Большинство людей имеют очень много - семью, здоровье, дом. И многие не осознают своего счастья, тратя годы на родственные распри, обиды и вражду. Только с возрастом кто-то из них овладеет искусством прощать любимых. А кто-то - нет, бросив на жертвенник своих амбиций свое и чужое семейное счастье. Но сегодня не о них, а о противоположных случаях. В прежние времена их называли святочными историями…

«Двоюродный» сын

Когда Ниночка познакомилась с семьей свекра и свекрови, она была поражена высоким отношениям и «высокому штилю» общения. В семье царила атмосфера благодушия, культуры и вежливости. На торжественный обед Нину пригласили к столу с накрахмаленной скатертью и салфетками, а сервирован стол был безупречно - столовым сервизом германского фарфора. Все было на высшем уровне. И тем удивительнее, что происходило это в глухом северном городке, по сути - райцентре. Снабжение в нем в советскую пору было - будь здоров! И кто-то покупал импортные сапожки, а свекровь Нины, Ия Валентиновна, - фарфор, книги, статуэтки, альбомы по искусству. Все это завозили им в глубинку по заявкам любителей. Свекр, инженер строительного треста, был на службе на хорошем счету, жаль, много мотался по стройкам. Больше половины времени проводил в командировках на других участках, трест вел строительство во всем их огромном северном районе, в райцентре все уже давно было построено. Муж Нины, Валентин, был единственным ребенком в семье. Он давно уже отделился, и родители редко видели его. В очередной раз он привез к ним знакомить Нину в качестве молодой жены.

Уехала Нина домой от свекрови под большим впечатлением. Ее мама, простая тетка, выслушала описание неземной красоты и гармонии скептически. «Не хвали молоду на первом году! Неизвестно, что у них за скелеты в шкафу!» А отец Нины, технорук хлебозавода, чьи командировки ограничивались визитом в еще не совсем остывшую печь, требующую ремонта, выразился еще четче: «У него, поди, вторая семья есть на том стройучастке!» И как в воду глядел новоиспеченный сват… Но продолжим по порядку.

К родителям Валентин и так раз в пятилетку ездил, а тут - кредит, квартира, дети… Переписывались с ними, видеокассеты с внучкой слали, по телефону говорили… Но наведались только через шесть лет. Приехали в летний отпуск, окунулись снова в атмосферу благодушия, гармонии и покоя. Свекровь свекра боготворила. Когда не в командировке, пылинки с него сдувала. Сын приехал, когда отец в очередной раз был в командировке, но пересечься гости с ним все же успели.

И вот тут-то, на второй день, как приехал отец, во двор его хозяйски обустроенного особняка пришел странный гость. Худощавый, стройный подросток Вадимка. Он знал в этом дворе все и уверенно подошел к верстаку, за которым работал Иван Степанович, принялся что-то мастерить.

- Это кто? - поинтересовалась Нина у свекрови.

 «Подкидыш, - отшутилась та. - Парнишка поселился тут по-соседству, вот, прибился к Ване, ему-то без вас с Валей скучно, вот и занимается Вадимкой. Столярничать, слесарничать его научил. Отца-то у парня нет… А мне что, мне не жалко.

Нина удивилась, но виду не подала. Странная дружба!

Приехав еще через несколько лет, Нина снова увидела в доме Вадима, он стал симпатичным юношей. И кого-то очень напоминал. Но своими выводами ни с кем гостья делиться не стала, уже понимала : в этой семье главное - «сохранять лицо». Прежде всего - тишь да гладь. Только дома показала Валентину его собственные юношеские фото. Валентин почесал затылок. Уж очень похожи были эти два парня.

Каждый раз приезжая на Север, Нина и Валя встречали Вадима. О его семье, матери, отце, не говорилось ни слова. Так шло время. Незадолго до своей серебряной свадьбы Нина впервые искренне поговорила со свекровью, с которой всегда были ровные отношения, а вот душевности не было. А тут приехала она в больнице в областном центре полечиться, разговорились две тетки, и выплыла правда, о которой Нина и раньше догадывалась, но своим родителям ничего не говорила и фотографии прятала - и так они недолюбливали сватов.

Конечно же, Вадик оказался внебрачным сыном Ивана Степановича. У него были длительные отношения с женщиной, с которой часто пересекались в командировках. Очень длительные. Почти всю жизнь. Свою судьбу она не устроила, а взяла и самовольно родила себе пацана. И таскала его по стройкам. Рос настоящий «сын полка». Иван прямо спросил ее, что теперь, бросать Ию ради нового сына? Старший давно отделился, и каково ей будет одной, после стольких лет вместе? Но Та Женщина не настаивала. Мол, живи, как знаешь. Мне нужен был ребенок, теперь он у меня есть.

И все продолжилось дальше. Когда началась школа, им пришлось осесть в райцентре. Тут-то подросший Вадик, уже все понимающий, принял условия игры и согласился общаться с отцом у него дома, ничем в своем поведении не выдавая родства. Это было просто. Только не называть отца отцом. Он и не называл его никак при тете Ие. Вот такая игра длилась многие годы и длится до сих пор. Хотя Вадик тоже уже женился, и теперь деда Ваня учит столярничать его сынишку. Дед отзывается на такие слова. Ия Валентиновна будто ничего не замечает. Нина спросила у нее: как она может так? Свекровь пожала плечами. Характер у нее спокойный, не взрывной. Вот и может делать вид, что не замечает кое-чего в ситуации, когда другие бьют тарелки. Сначала, как водится, она «все узнала последняя». Потом прикинула: если поставить вопрос ребром - малой кровью не обойдется. Их сын давно вырос, а Вадимку еще поднимать надо было. Предположила, что муж уйдет во вторую семью насовсем. Вот и молчала. А время текло. Теперь Ваня - дважды дед. Табу на обсуждение этой темы лежит по-прежнему, однако Нина и свекровь между собой называют Вадима «двоюродный сын». Только муж Нины относится к нему прохладней всех. Ревнует. Он-то отца в детстве почти не видел, а Вадимке внимания от Ивана Степановича досталось больше. Впрочем, не уехал бы он учиться и жить в областной центр, может, и у них с отцом отношения были бы покрепче и подоверительней. Ну а Ия Валентиновна оказалась на высоте. Ее и так в деревне уважали, а тут оценили душевный подвиг.

Расстались друзьями

Сколько каждый из нас знает историй о том, как нехорошо, со скандалом разводятся иные пары. Как тяжело делят детей и имущество, как потом годами не видятся, не разговаривают, нелицеприятно отзываются о бывших половинах… Противоположные примеры крайне редки, но несколько из них мне известны. Самый впечатляющий - Антонина Павловна и Михаил Николаевич. И их новые супруги. Все было банально и просто - прожив шестнадцать лет и почти вырастив сына, Миша и Тоня решили расстаться. Мирно и тихо, Миша как будто ушел к своим престарелым родителям, но на самом деле - к молодой невесте, с которой уже несколько лет у него был роман. Тоня об этом краем уха слышала. Скандалить не стала, развелась без претензий. Сын Толик, правда, на отца обиделся со всей силой юношеского максимализма, даже советовал Тоне от алиментов отказаться. Не хотел общаться с отцом почти год, потом вырос. Поскольку расстались по-доброму, Тоня и Миша обсуждали все семейные проблемы, все дела сына, вместе их решали. Молодая жена Миши конкурентки в Тоне не видела и препятствий дружбе бывших супругов не чинила. Антонина замуж не вышла и была вольна с кем по душам говорить, а с кем - нет. Так и жили. И свадьбу вместе организовали, и папа был на ней с новой женой. Родня невесты не очень поняла, но помалкивала.

Увы, Михаил не оправдал расчетов юной аспирантки. Он оказался довольно нудным стариком, неспособным разделять ее интересы и жить с ней одной жизнью. И лет через пять они расстались. Наверное, Миша попытался бы вернуться к Тоне, но она к тому времени уже нашла свое счастье. Балагур и любитель песен под баян Сеня дружбу жены с «бывшим», вышучивал, но не препятствовал. Знал: и годы прошли, и о предательстве тоня помнит, и понимал душой, что он-то лучше какого-то мягкотелого интеллигента Миши. и нечего видеть в нем конкурента.

Миша - дядя эффектный и долго один не засиделся, нашел себе ровесницу. Хорошую женщину, понимающую. На дни рождения сына, снохи, внука брал ее с собой, и все эти три семьи сидели за одним столом, дружно общались, пели песни, вспоминали светлый миг рождения Толика, забавные семейные истории. «Ой, ты помнишь, Миша, как ты ленточку голубую на выписку из роддома принести забыл, и «кулек» с Толиком неудобно было держать?» - «А помнишь, Тоня, как он один резиновый сапог потерял, и мы тебе не сказали, купили новые сапоги, но другого цвета, и ты все поняла про нас!» Я была как-то раз на таком семейном празднике, если не знать, кто есть кто, вообще не догадаешься, что по статусу кое-кому из них «полагается» быть врагами. Не знаю, мне такая вражда неприятна, мне нравится модель поведения дяди Миши и тети Тони. Во всяком случае, внуков никто не делит, ни настраивает против кого-то, и он наслаждается двойным комплектом бабушек и дедушек. Да и что копья ломать. Прошло со дня развода уже гораздо больше лет, чем эти бывшие супруги прожили вместе. Выбранная ими тактика вернее тактики скандалов, а достойное поведение всех участников этой истории вызывает уважение. Всем такое рекомендовать нельзя, далеко не каждому характер позволит так себя вести, но удивляться есть чему.

Эти два случая из реальной жизни показывают, что маленькое чудо мы можем совершить сами и спокойствие близких в наших руках. А создать атмосферу доброжелательности не так уж трудно. Жить с ней гораздо комфортнее, чем в стрессе, ссорах и упреках. 

Комментарии

Наверх