«Так мне предписано судьбой». Светлана Молодцова разговорит любого

31 Марта 2006

С детства Светлана Молодцова общается на двух языках. Один – это обычный русский разговорный. Другой – язык жестов. Узнала его благодаря маме, объяснявшейся то еле слышным шепотом, то с помощью пальцев. Благодаря ей познакомилась и с членами Колпашевского общества глухонемых. Людмила Константиновна всюду брала дочь с собой, а та внимательно наблюдала за молчаливыми взрослыми, привыкая к их непохожести на других. «Они руками машут, а мне интересно», - вспоминает Светлана. Так и запомнила выразительный язык пальцев.

Маму однако ей всегда хотелось вылечить. Был случай, когда она особенно переживала, что ее самый родной на свете человек не слышит. В тот день вместе с одноклассниками она поздравляла мам с женским днем и читала стихи на английском. «Мама смотрела-смотрела из зала и вдруг как разревелась! – рассказывает моя собеседница. - Я села рядом и тоже давай реветь. Так и прорыдали. А когда домой пришли, сказала ей, чтобы больше она на праздники не ходила...»

Окончив десятилетку, Светлана подала заявление в медучилище. Однако через какое-то время поняла: медиком работать не сможет. Пошла учиться на швею в 9-е колпашевское училище. Шить ее тоже научила мама, всю жизнь проработавшая портнихой. Потом была школа модельеров в Красноярске, где Света получила специальность закройщика, работа в одном из колпашевских ателье, замужество, рождение двух детей. Во времена всеобщих бедствий предприятие стало разваливаться, и перед молодым мастером замаячила перспектива оказаться без работы. С мужем к тому времени они расстались, а детей-школьников надо было растить и учить. В «безработном» Колпашеве уповать приходилось, пожалуй, лишь на чудо.
Вот тут-то Светлану и выручило ее редкое умение находить общий язык с немыми людьми. В один из самых тяжелых моментов жизни ей предложили возглавить районное общество глухих, что обещало сразу работу и зарплату. И хотя людей с их заботами Светлана хорошо знала, перспектива удивила. Побоялась поначалу, что не хватит твердости характера для руководящей должности. Светлану Юрьевну убедили. Председатель областного общества глухих Юрий Терещенко настаивал: «Справишься! Кому, как не тебе, помогать этим людям!». Не успев услышать согласия Светланы на общем собрании, ее кандидатуру утвердили.

Лучшего председателя колпашевцам было не найти. Молодцова и сегодня остается единственным в районе сурдопереводчиком, в совершенстве владеющим языком мимики и жеста.

Пригодилась и профессия

Позже пригодилась для общего дела и профессия. В марте 2003 года опять же при поддержке председателя областного отделения ВОГ колпашевцы открыли региональное социально-реабилитационное предприятие – мастерскую по пошиву и ремонту одежды. Его директором и закройщицей стала председатель общества. Коллектив ателье составили несколько женщин. Разместились в двух залах на первом этаже двухэтажного деревянного здания, освободившегося после переезда районной библиотеки. Сами сделали ремонт, отведя один зал обществу, в другом устроив мастерскую.

Светлана закрутилась. Вскоре после переезда ей пришлось отстаивать помещение, из которого ателье стали выселять. В конце концов два зала районная администрация передала обществу глухих в безвозмездное пользование. Потом председатель обивала пороги кабинетов, добывая средства на переустройство системы отопления: своих денег, естественно, не было. Молодцова устраивала подопечных в санатории, обеспечивала слуховыми аппаратами, организовывала общие праздники. Постепенно привыкла к участию в судебных процессах в качестве сурдопереводчика и к тому, что в любой момент надо быть готовой к неожиданностям. Однажды, например, прямо с поля, где Светлана копала картошку, ее увезли в милицию для выяснения обстоятельств очередного происшествия с одним из беспокойных глухонемых. Выходных у председателя, по сути, не осталось вообще...

«Начальница – во!»

- Моя мама - замечательный человек, - говорит Светлана. – Я поражаюсь: она никогда не падает духом. Когда на душе так тяжело становится, что, кажется, жить невозможно, поплачусь ей, а она отвечает: «Люди хуже живут!» - и приводит какой-нибудь пример. Думаешь: ведь правда! Или ее пожалею, бывает, а она мне: «Я хоть и не слышу, зато вижу. А другие и не видят!». Мама – золотой мастер. Если бы была помоложе, работала бы в ателье. Она и так часто нам помогает.

В присутствии дочери обычно замкнутая Людмила Константиновна светлеет и счастливо улыбается. «Мы с мамой как подружки - ни я без нее не могу, ни она без меня», - замечает дочь.

Сейчас в ателье работают четыре портнихи. Три молодые женщины получили навыки профессии в школе-интернате для глухонемых. Светлана Тонковид вернулась в родные места из Новосибирска, где работала швеей и упаковщицей. Показывает руками: мол, в ателье хорошо еще и потому, что рядом есть человек, который умеет улаживать ссоры в женском коллективе, понимает людей. «Начальница – во!» - молча улыбается девушка, подняв вверх большой палец.

Но медик в этой семье все-таки будет. Сын Светланы захотел стать художником – сейчас учится в Омске, а вот дочь Людмилка нынче собирается поступать в медучилище.

SMS для коллеги

Сегодня в Колпашевском отделении Всероссийского общества глухих – 113 человек. Недавно к ним приезжали необычные гости - студенты Томской духовной семинарии. Обряд крещения и Божественную литургию, которые совершал настоятель колпашевского Свято-Вознесенского храма отец Максим, вместе с семинаристами переводила Светлана Молодцова. Вот что сказал студент Евгений Морозов, имеющий большой опыт общения с глухонемыми людьми:

- Светлана Юрьевна - человек очень самоотверженный. Невзирая на маленькую зарплату, которую получают сурдопереводчики, она помогает глухим людям. Такими людьми невозможно заниматься, не любя их. Они приходят в любое время - в выходной и воскресный день. Сурдопереводчик для них – психолог, социолог, политолог. Он переводит судебные процессы и владеет церковной тематикой – во многих областях переводчик должен быть асом. Занятие сурдопереводом – это не хобби, а образ жизни.

Сама Светлана говорит о себе:

- Наверное, мне так судьбой предписано - я должна это делать.
Она никогда не стеснялась общаться с помощью жестов, воспринимая такой способ общения как естественный. Отлично изучила характеры своих подопечных. С интересом рассказывает о том, как умеют они веселиться, устраивать настоящие карнавалы и могут нагрянуть к ней домой встречать Новый год. Ей доверяют разрешение семейных конфликтов и сердечные тайны. Редкое взаимопонимание пришло не сразу. Были обиды и разногласия. «Гладко шло поначалу, когда предприятие только открыли, но стоило мне начать требовать...», - вспоминает Светлана. Она стремилась найти общий язык с каждым. И еще одна немаловажная деталь: она многое прощает тем, кому нужна ее помощь.

Сама она помощи не просит, хотя иной раз хочется кричать: «SOS!». Дело в том, что никаких льгот мастерской, где работают инвалиды, государство не предоставляет. Взимая с него налоги как с обычного коммерческого предприятия...

Трудности сплачивают коллектив. Общими становятся и беды, и радости. Из последних – приобретение новой швейной машинки (подарок депутата областной думы Александра Френовского). Сейчас и местные власти, замечает Светлана Юрьевна, стали понимать нужды глухих людей: выделили небольшие средства на оплату тепла на этот год. Недавно самые активные члены общества обзавелись сотовыми телефонами и теперь посылают SMS друг другу и председателю. О мобильниках позаботились томичи из общества глухих. Чувствуя такую поддержку, легче решать общие проблемы и просто жить.

Статфакт
В Томской области членами общества глухих числятся 1,5 тысячи человек.

Наверх