"Шпионская" история закончилась
Российский гражданин, сотрудник Роскосмоса Владимир Возжов в четверг вышел из австрийской тюрьмы, где его продержали 10 дней в связи с подозрением в шпионаже. Дипломатический статус россиянина, который накануне подтвердили в аппарате ООН, не избавил австрийскую прокуратуру от подозрений, но заставил подчиниться международному праву. Теперь Возжов находится в российском посольстве, куда его привезли из общей камеры, где он сидел вместе с подозреваемыми в уголовных преступлениях.
В камере номер 1033 находится россиянин. Находиться в ней сотруднику Роскосмоса Владимиру Возжову оставалось считаные минуты. Но комендант изолятора Альфред Штайнахер этого еще мог и не знать. Хотя - характерная деталь - ячейка для имени поступившего накануне вечером арестанта уже пустует.
Он провел в блоке C следственного изолятора в общей сложности около 17 часов. Камеру делил с двумя соседями. Тюрьма перегружена: рассчитана на 920 человек, сидят 1300.
Владимир Возжов - дисциплинированный заключенный, исполняет все требования внутреннего распорядка, поделился сведениями комендант. Значит, как минимум один раз он успел прогуляться по внутреннему двору - так положено всем арестантам. Сотрудник Роскосмоса несомненно выделялся среди этого парада татуировок.
"Распорядок для всех одинаковый. В 6 утра у нас включается свет. Потом личная гигиена. В 7 - завтрак. Затем часовая прогулка. Обед и, если разрешены, посещения родственников или адвокатов", - рассказывает Альфред Штайнахер.
Если бы россиянин просидел здесь неделю, его навестил бы врач. Если две - успел бы сходить в церковь или воспользоваться тюремной библиотекой. "Раз в 2 недели заключенные могут брать книги из нашей библиотеки - от трех до шести штук в руки. Всего у нас 16000 томов на 24 языках. Включая, разумеется русский", - продолжает рассказ Альфред Штайнахер.
На главный вопрос - сколько еще Владимира Возжова собираются держать в камере - комендант отвечал: ждем решения суда. Когда все уже было ясно - дипломатический статус и иммунитет россиянина были подтверждены всеми инстанциями, от МИДа до прокуратуры, - незаконность его задержания не вызывала сомнений, - в Зальцбурге продолжал заседать суд. Рассматривали запрос немецкой прокуратуры о выдаче германским властям Владимира Возжова. Инерция судебной машины. И пока судьи не отзаседали, сотрудник нашего космического агентства ждал в своей камере.
Тюремная дверь открылась для Владимира Возжова в 12:40 местного времени - представитель австрийского Минюста Томас Гайблингер был точен до минуты. Еще несколько минут спустя наш соотечественник уже въезжал на территорию российского посольства. Откуда вскоре и пришло официальное заявление. "В беседе с сотрудниками посольства освобожденный сообщил, что отношение австрийских властей в целом было корректным. Самочувствие его нормальное. В ближайшее время он будет направлен в Москву", - сказала Татьяна Купалова, пресс-секретарь посольства России в Австрии.
Австрийские газеты не скупились на параллели с Джеймсом Бондом. Характерная оговорка в венской "Кроненцайтунг": "шпион восточного блока". В газете "Остеррайх" - первая фотография россиянина. На полполосы.
Шпионская история закончилась - всем спасибо, но не все свободны. Унтер-офицер австрийских ВВС, служивший на авиабазе Хёршинг под Линцем, по-прежнему под арестом. Подозрения, что он передал россиянину секретную техническую документацию по новому европейскому боевому вертолету "Тигр", с него не сняты. Дело не закрыто. Колеса австрийской юстиции продолжают молоть.
Российские дипломаты рассчитывают, что Вена сделает выводы из произошедшего - так на новости отреагировали в МИДе. В заявлении подчеркивается, что действия австрийских властей носили недружественный характер, нарушили международное право и не содействовали авторитету Австрии в рамках Организации Объединенных Наций.