"Альфа-банк" уволил Гафина за тусовки и мотовство
Комментарий Гафина о президенте банка стал только поводом для увольнения дорогостоящего менеджера.
Громкая отставка советника председателя правления "Альфа-банка" Александра Гафина, которая последовала за его интервью газете "Час", была на самом деле вызвана не его заявлением по поводу президента банка Петра Авена, якобы готового возглавить правительство Латвии и взять на себя ответственность за вывод страны из кризиса.
Как пишут "Ведомости", по неофициальной версии акционеры "Альфы" решили избавиться от дорогостоящего менеджера. Слова Гафина о его боссе стали только поводом, а уволили его за тусовки и мотовство.
Источник, близкий к акционерам "Альфы", сказал, что ежегодный доход Гафина составлял "несколько миллионов долларов". "Гафин последнее время ничего не делал полезного для "Альфы", он тусовался, иногда даже мешал своими заявлениями или словами, сказанными на тусовках, его же продолжали воспринимать как представителя группы, а он не всегда следил за языком", - пояснил источник. По его словам, недавно у него даже вышел конфликт с Авеном.
"Гафин привел к нему журналиста, они поговорили, и журналист без всякого согласования выдал такой материал, что Авен потом долго бушевал, не зная, как откреститься от якобы сделанных официальных заявлений. На заре карьеры в "Альфы" он как пиарщик много сделал для банка, а сейчас уходит на почетную пенсию", - добавил источник.
Акционеры Альфа-банка пригласили Гафина на работу в 1994 году заниматься пиаром. С 1995 года он уже вице-президент банка - отвечает за связи с общественностью и рекламу. В 2002 г. он вошел в совет директоров Альфа-банка, стал заниматься вопросами брендинга и маркетинговых коммуникаций.
Работа в "Альфа-банке" сделала Гафина известным на всю Москву человеком — он был частым гостем самых разных тусовок и культурных мероприятий, где-то — как представитель "Альфы", куда-то его приглашали лично, рассказывает один из его давних знакомых. Одно время на Гафине было много обязанностей: он был, например, и исполнительным директором Фонда Большого театра, и учредителем — вместе с Петром Авеном, Артемием Троицким и Борисом Хмельницким — благотворительной некоммерческой организации "Фонд "Русский дом детства".
В одном из интервью, размещенных на сайте Альфа-банка, Гафин признается: "Бюджет, которым я располагаю, больше 10 млн долларов в год. Культурные проекты — лишь вершина айсберга. Хотя они, конечно, козырь "Альфа-банка". Помимо этого нам приходится выпускать огромное количество полиграфических материалов и сувенирной продукции для привлечения клиентов, участвовать в международных и российских конференциях, делать многое другое, без чего продвижение и создание корпоративного имиджа невозможно".
Организация гастролей звезд мировой культуры в Москве принесла Гафину нечто большее, чем просто известность: при его содействии Россию посетили Стинг, Тина Тернер, Элтон Джон, Брайан Адамс, Лайза Миннелли, Морис Бежар, а в мае 2003 г. Гафин стал одним из организаторов концерта Пола Маккартни на Красной площади.
В сентябре прошлого года он стал главным редактором российской версии ежеквартального Spears — журнала о том, как богатым стать богаче.
Конец карьере Гафина пришел совершенно неожиданно. Во вторник директор департамента по информационной политике и связям с общественностью Альфа-банка Леонид Игнат заявил: "Александр Гафин покидает Альфа-банк навсегда в связи с заявлением, на которое его никто не уполномочивал и которое не соответствует действительности".
Речь — о публикации на сайте латвийской ежедневной газеты "Час". Она сообщила (со ссылкой на Александра Гафина), что президент Альфа-банка Петр Авен готов возглавить правительство Латвии, если ему поступит такое предложение, и взять на себя ответственность за вывод страны из тяжелейшего экономического кризиса.
А вот давний друг Гафина полагает, что отставка связана исключительно с его заявлением: "Альфа" в последние 5-8 лет сторонится даже элементов политики — это видно и по политике телеканала СТС, в которой нет ни одной информационной или политической программы, и по заявлениям банка, в которых никогда не комментируются политические события. Вместе с тем он согласен, что Гафин довольно давно функционально не задействован на работу в "Альфе", на условиях аутсорсинга он делал для группы некоторые проекты, связанные с культурой и рекламой.
"Гафин несанкционированно затронул тему политики, и "альфисты", чтобы не быть обвиненными в политической самодеятельности, решили отречься от Гафина, — соглашается знакомый и Гафина, и акционеров "Альфа-групп". — В "Альфе" очень жесткие отношения, Гафин действительно был другом акционеров, но последние годы, по сути, ничем не занимался, в принятии бизнес-решений не участвовал, ежедневным пиаром занимались другие люди — вот акционеры "Альфы" и решили воспользоваться оплошностью Гафина, чтобы избавиться от него, заодно сократив затраты на его содержание".
При этом других случаев на российском банковском рынке, когда нарушение информационной политики банка заканчивалось для топ-менеджера увольнением, его участники не припоминают, отмечает "Коммерсантъ".
"Каждый крупный банк имеет информационную политику, в которой детализирована система ньюсмейкеров и спикеров и иерархия их полномочий, при этом ключевые вещи, естественно, согласовываются с руководством банка ввиду слишком высокой цены возможной ошибки",— заявил зампред правления ВТБ 24 Михаил Кожокин. По мнению руководителя департамента по связям с общественностью МДМ-банка Павла Нефедова, законно уволить по статье за нарушение правил информационной политики вряд ли представляется возможным, "поэтому данная история находится, скорее всего, за пределами регуляторного поля".
"Отношения пиарщика такого уровня с руководством банка такого уровня носят достаточно доверительный характер, неудивительно, что они заканчиваются, когда хвост начинает крутить головой", - прокомментировал ситуацию другой банкир.
Сам Гафин еще позавчера считал, что ничего крамольного не сказал. В понедельник он заявил, что вопрос об Авене как о председателе латвийского правительства возник на его недавней встрече с латвийскими бизнесменами: они поинтересовались, мог бы Авен согласиться на этот пост. Гафин знает, что эта тема ранее уже обсуждалась в латвийском обществе.