«Покупатели всегда нас ждут. Особенно в самых малых селах»
В глубинке - свои реалии и условия торговли. Деревенские сельпо всегда отличались от городских магазинов. Сегодня, когда потребительская кооперация отмечает уже 100-летний юбилей, нельзя не задуматься о перспективах ее развития. Меняются времена и обстоятельств, нужды и запросы, но снабжение людей необходимыми товарами всегда оставалось одной из первостепенных задач.
С Виктором Григорьевичем Гришаевым, руководителем Чажемтовского потребительского общества, мы говорили о том, какие проблемы и задачи стоят сейчас перед сельской торговлей. Свое потребительское общество в Чажемто было организовано в 1997 году, когда оно выделилось из Колпашевского райпо в самостоятельную организацию. Ситуация в разные годы менялась: количество магазинов с 7 выросло до 13, а число работников - от 30 человек до 85. Сейчас у сельской торговли сложный период: число магазинов пришлось сократить до 10, штат сотрудников уменьшился до 70. В мелких, малонаселенных деревнях держать магазины не то что нерентабельно - просто себе в убыток…
- Задача перед сельской потребительской кооперацией стоит непростая, - говорит Виктор Григорьевич. - Когда село так далеко от города, как наше, надо обязательно учитывать спрос на самые разнообразные товары, обеспечивать должное качество продукции, ассортимент. Надо еще учитывать, что только два из наших магазинов находятся в самом Чажемто, а все остальные - на периферии, в удаленных поселках. Транспортные расходы покрывать в таких условиях нелегко, оборотных средств едва-едва хватает, и то не всегда. Однако работа налажена стабильная, коллектив у нас сформирован ответственный и надежный, многие работники трудятся на своем месте десятилетиями. Жаль, что сейчас в селах большая проблема найти хороших работников. Например, не хватает продавцов.
Главным достижением потребительского общества в Чажемто за последние годы можно считать реконструкцию сельской хлебопекарни. Восстановить необходимое оборудование было непросто, объемы выпуска продукции стали поменьше, но все равно 12 - 14 тонн хлеба в месяц реконструированная пекарня производит!
Что бы там ни было, а развитие торговли неизбежно, прогресс торопит. В дни 100-летнего юбилея села Чажемто все вспоминали этапы большого пути развития села, в том числе потребкооперации. В юбилейном буклете «История Чажемто в фотографиях» больше десятка фотоснимков из прошлого посвящены потребкооперации и красноречиво иллюстрируют вехи становления потребительского общества и его предприятий. Были сложности доставки товаров по воде и гужевым транспортом, крепло сотрудничество с местными производственными артелями, снабжавшими селян сельхозпродукцией, колбасами, кондитерскими изделиями. Организовывались привычные теперь магазины – все это еще помнят старожилы. Вглядываемся в черно-белые, даже коричневые от старости снимки. Вот продавцы А. Байкина и А. Воронина – их лица знакомы землякам… Вот контора райПО и деревянный магазин в старом Чажемто. Вот нехитрый ассортимент продуктов сельпо 1960 - 70-х годов… А вот и пекари за работой в старой пекарне... Смотришь, будто заглядывая в прошлое, и понимаешь, как далеко ушло предприятие с той поры. Второй век истории села Чажемто и ее потребкооперации обещает быть не менее успешным. И покуда есть покупатели, будут в почете скромные, но такие нужные землякам труженики - сельские кооператоры.