«Надо чаще бывать наедине с искусством»

09 Февраля 2006
«Надо чаще бывать наедине с искусством»

Александр Дронников не считает томскую культуру золушкой.

Как-то англичанина спросили: «Что нужно, чтобы иметь английский газон?» И услышали в ответ: «Сущие пустяки. Надо триста лет поливать и подстригать его». Конечно, это анекдот. Но разве не анекдот, когда от томской культуры хотят, чтобы она была сродни английскому газону, то есть была хорошо раскрученным брендом? Но тогда почему забывают, что за этим «газоном» следует ухаживать каждый день?

Главная претензия, которую предъявляют рядовые работники томской культуры представителям власти, формулируется как аксиома: о культуре вспоминают в критические дни - или во время предвыборной кампании, или когда надо кого-то удивить, или во время скандалов. Именно с нее я начала беседу с Александром Дронниковым, вице-губернатором Томской области, курирующим социальную сферу.

- Я не согласен с такой постановкой вопроса. Губернатор или его заместитель Дронников не держат культуру на правах золушки. Да, когда стоят такие морозы, что были недавно, надо думать о том, чтобы люди не замерзли. Но проблема обозначена правильно: мы мало уделяем внимание культуре. В то же время, должен заметить, что в 2006 году на программу «Культура Томского края» выделено в три раза больше средств, чем в прошлом году.

- Речь идет о трех «программных» миллионах? На что они будут потрачены?

- Главным образом, на обновление библиотечного фонда, поддержку творческих союзов, общественных организаций, которые занимаются развитием культуры, на приобретение транспорта для районов области (пусть и небольшое), на участие одаренных детей во всероссийских конкурсах и участие взрослых коллективов в конкурсах.

- А сохранение культурного наследия (реставрация памятников) включено в программные мероприятия? Или оно отдельной строкой финансируется?

- Конечно, таких денег, какие были выделены на эти цели в 2004 году, когда мы готовились к юбилеям, не будет. Да и тогда средства шли из федерального центра. За счет Федерации мы отремонтировали тогда Театр драмы, «Авангард». На юбилейные деньги закончили реставрацию краеведческого музея, органного зала. Сейчас заканчиваем реставрировать художественный музей. У нас несколько затянулся ремонт в «Скоморохе», но, думаю, в этом году откроем второй зал и в театре кукол и актера.

Что касается сохранения памятников в 2006 году, есть надежда, что под саммит мы «вытащим» 28 миллионов рублей, и они будут направлены, главным образом, на реставрацию Театра юного зрителя. Давний наш долг. Во-первых, необходимо предотвратить разрушение здания, во-вторых, открыть малую сцену, в-третьих, завершить пристройку к ТЮЗу. Заметьте, пристройка никуда «не уходит». Там будут располагаться костюмерный, столярный цеха, место для хранения декораций, словом, вся постановочная часть.

- Я не случайно так подробно спрашиваю о программных «строчках». Хочется понять, как они складываются в концепцию. И в какую? Если вы говорите о поддержке одаренных детей, то можно предположить, что областная власть заинтересована в развитии художественного образования. Тем более в бюджете-2006 на приобретение музыкальных инструментов для районов области выделяется 5 миллионов рублей. Или этот факт свидетельствует о том, что акцент сделан на развитие сельской культуры? А сохранение наследия и поддержка музеев способствуют развитию культурного туризма (на сегодня это самое актуальное направление). Или, может быть, лицо томской культуры – это профессиональное искусство? Словом, каковы приоритеты? Куда областная администрация намерена вкладывать деньги и силы?

- Тяжелее вопроса мне не задавали. Самый сложный вопрос. Если считать, что мы живем в европейском городе, в Сибирских Афинах, то и надо заинтересовать Европу в нас. Я не согласен с теми, кто считает, что в городе нет проектов европейского уровня, с точки зрения культуры. Мы к 400-летию готовились, сколько книг было издано. Ни в одном другом городе не было такого бума. Историю подняли, и какую! У нас есть «Романсиада» - такого проекта нет ни в одном сибирском городе. У нас есть замечательная библиотека имени Пушкина, которая может спорить со столичными по качеству обслуживания населения. Да, надо развиваться, надо что-то новое придумывать... Но не мне отвечать на этот вопрос. Это должны сделать деятели культуры. Хорошо, когда концепция изнутри прорастает.

- Согласна, у нас есть чем привлекать внимание к себе. Культурный туризм и строится вокруг «гениев места». Но чтобы Томск звучал как родина Денисова и Смоктуновского, надо раскручивать эту идею. Да, юбилей Смоктуновского в Татьяновке Шегарского района под открытым небом получился славным, человеческим. Но это разовая акция, а «газон» надо поливать и подстригать постоянно.

- Согласен. И следующий повод заявить о Томске на всю Россию – 100-летие Георгия Маркова. К этому юбилею мы обязательно отремонтируем библиотеку в Новокускове, которая была построена на деньги писателя, когда он получил Ленинскую премию. Уже договорились, что в Асине, в музее, создадим экспозицию, посвященную Маркову. В апреле пройдут Марковские чтения, будем готовить серьезную научно-практическую конференцию о роли Маркова в российской культуре.

- А вы знаете, что музей в Асине (филиал областного краеведческого) уже несколько лет не работает?

- К сожалению, узнал об этом недавно. Как говорит наш губернатор, голову надо отрывать за такое. Обещаю: в этом году музей в Асине начнет работать.

- По большому счету, не вас я должна спрашивать, когда на полную катушку заработает музей или почему до сих пор не принят закон «О культуре», хотя в планах он стоял еще в апреле 2005-го. Это должен знать и ведать начальник департамента. Кадровые назначения на этот пост стали похожи на сказку про белого бычка. К последним двум вы имели непосредственное отношение. Как случилось, что вышли осечки? Интуиция подвела?

- Когда был последний конкурс и губернатор поднимал решение о назначении Олега Попова, мы думали, что с его приходом ситуация в культуре и департаменте ушумкается (прошу прощение за просторечие). То, что там ситуация всегда напряжена, – это не откровение. Я рассчитывал, что с его приходом... Не то чтобы оркестр станет лучше играть или в театрах появятся яркие постановки, но что как-то заживет, задышит культура. Думал, он наведет порядок в департаменте. А вот он принял решение дальше не работать. Если бы остался, думаю, хуже бы в отрасли дела не пошли.

- Что дальше?

- Будет конкурс. Губернатор дал поручение: провести несколько «круглых столов» с работниками культуры, представителями томской художественной интеллигенции, прежде, чем объявлять новый конкурс на замещение должности. Рассчитываем, что в процессе разговора прозвучат несколько фамилий. Честно признаюсь, я не знаю, кого могут предложить работники культуры. И есть ли вообще сейчас человек, который пользовался бы всеобщим уважением как профессионал и управленец.

- Как вы лично считаете, начальником департамента должен быть «варяг» или свой, доморощенный, специалист?

- Это должен быть человек свой в культуре Томска.

- К тому же он должен быть тонким психологом или хитрым царедворцем. Потому что (и это тоже ни для кого не секрет) климат внутри департамента, мягко говоря, нездоровый.

- Но вы должны понимать, что департамент по культуре не имеет права вмешиваться в творческую деятельность театров. И то, что у нас за последние года два не появилось ни одной сколько-нибудь яркой постановки, о которой бы Россия и вся Европа говорила, то департамент в этом не виноват. Департамент по культуре должен обеспечивать, создавать условия, а творческие вопросы должны решаться внутри любого коллектива. Все разговоры об усилении роли департамента, его руководства культурой мне напоминают фильм «Забытая мелодия для флейты».

- А разговоры о том, что у нас нет откровений и прорывов на художественном фронте, у меня вызывают в памяти эпизод из «Золотого теленка». Уезжает специалист из города, и на попытки его силой оставить отвечает фразой: «Квартира – свинюшник, театра нет, оклад -... Извозчик! Пошел на вокзал!» В отношении молодых специалистов, и особенно специалистов на селе, эта фраза актуальна как никогда. Зарплата у работников культуры ниже, чем у врачей и учителей. А когда последний раз выделяли квартиры деятелям искусства?

- Две недели назад подписал решение о выделении квартиры главному режиссеру ТЮЗа. Согласен, квартирный вопрос – самый сложный. Если бы больше занимались этим, то, наверное, больше было бы ярких постановок. И в оркестре не было бы столько вакантных мест. Зарплата работников культуры – это больная мозоль. К сожалению, даже после повышения на 22 процента в этом году она не сравняется с учительской зарплатой. Но! Мы по всем льготам работников культуры на селе приравняли к работникам образования.

На последней Думе губернатор предложил выделять 50 грантов размером по 50 тысяч рублей, 15 грантов предназначено работникам культуры. Сейчас наша задача разработать положение об этих грантах. Я думаю, они достанутся лучшим актерам, работникам сельских клубов, преподавателям музыкальных школ, библиотекарям, то есть рядовым деятелям культуры и искусства. Грант рассчитан на год.

- Грант – это неплохой стимул. Но фестиваль профессиональных театров – тоже стимул.

- Конечно. Я не исключаю, что получателями грантов в области театра станут победители фестиваля «Маска», который мы все-таки возродим.

- А ведь в иных случаях и денег не надо. А просто внимание важно. Говорят, на футбол Виктор Кресс ходит, вот в футбол деньги и вкладываются немалые. Наверное, если бы губернатор посещал все премьеры, тогда бы и театр стал лицом Томской области.

- Тогда бы и у меня было больше возможности показать, что там не так, что не доделано...

- Или наоборот: вот чем можно гордиться. В том же художественном музее – полотна мирового уровня.

- Кстати, когда бывший министр труда Александр Починок с тогдашним замминистра по культуре Натальей Дементьевой осматривали постоянную экспозицию художественного музея, то Починок бегал от картины к картине и восхищался. Не мог поверить, что в Томске хранятся такие полотна! А дело в том, что он сам обладатель неплохой коллекции живописи.

Безусловно, люди всегда требовали не только хлеба, но и зрелищ. И, наверное, надо чаще бывать наедине с искусством, а не только думать о зиме, о холоде, о дорогах. Этот ваш упрек и мне адресован.

Цифры: в консолидированном бюджете Томской области на 2006 год на культуру выделено 166 миллионов 192 тысячи.

Наверх