«Мы переправились через Волгу по льду где-то под Сталинградом…»

28 Февраля 2013
Автор: Оксана Чайковская Фото: Оксана Чайковская «Мы переправились через Волгу по льду где-то под Сталинградом…»

Дожить до преклонного возраста и не утратить живость ума, физическую бодрость и вкус к жизни - большая награда. Говорят, она дается за честную жизнь и добросовестный труд. Наверное, это так. Сегодняшний герой нашей публикации - ветеран Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы, Михаил Яковлевич Назаренко примером своей жизни подтверждает это. Сейчас ему идет уже девяносто второй год, но он по-прежнему продолжает вести активную общественную жизнь. Он еще легок на подъем и на встречи с учениками школ, находящихся в его микрорайоне, регулярно ходит, и в Областной детско-юношеской библиотеке - частый гость. Ему всегда есть что сказать детям.

От деревенской кузницы до кремлевских палат

На днях Михаил Яковлевич вернулся из Москвы, куда летал на встречу с президентом, которая состоялась 2 февраля и была приурочена к 70-летию разгрома фашистов под Сталинградом. В томской делегации вторым участником Сталинградской битвы был Игнат Герасимович Ледюков из Асина.

- Нам предстоял президентский прием в Георгиевском зале Кремля, но сперва нас поселили в Президентском отеле. Шикарный номер! Я такого никогда не видел, - рассказывает Михаил Яковлевич. - Принимали очень хорошо, все было замечательно. В Кремле такая красота… Двери золоченые, высоченные, потолки высокие, зал огромный, 12 столов на 12 человек нам приготовили. Президент поздравил нас, поблагодарил за то, что защищали Родину, не жалея молодых жизней. Мы ведь на войну мальчишками попадали. Я еще не самый молодой был, 22 года, успел до войны поработать…

Восхищаясь приемом, Михаил Яковлевич сказал, что в юности и представить не мог, деревенским пацаном работая в кузнице, что доведется ему в Кремле побывать, увидеть первых лиц государства.

«Мы стреляли из-за бруствера из трупов…»

На фронт Михаила Назаренко призвали в мае 1942 года. Тогда из их колхоза «Северное Сияние» в Бакчарском районе ушло 136 мужчин. Прежде ссыльных из их села, как раскулаченных, неблагонадежных, на фронт не брали. А тут мобилизовали всех, кто годился по возрасту. Из их семьи ушли еще дядя Михаила и его родной брат, оба погибли.

Попав в полковую школу красных командиров в Ачинске, Михаил получил звание сержанта и был назначен командиром отделения пулеметного взвода.

- Нас сразу бросили на Сталинградское направление. Там шли тяжкие бои, мы по льду перешли Волгу и закрепились на своих позициях - вспоминает Михаил Яковлевич. - Там все было усеяно трупами, и нашими, и немецкими, они лежали, окоченевшие, вперемешку. Но отстраняться от них мы не имели возможности, наоборот, использовали их как ограждение, вроде брустверов, из-за которых вели пулеметный огонь по врагу. Рыть настоящие окопы в заледенелой земле было невозможно. Лежали на снегу, соседствовали с трупами, но все это не имело значения - лишь бы выполнить боевые задачи, это было самым главным! Экипировка у нас была подходящая для морозов, это большую роль сыграло - новые, ворсистые шинели, хорошие шапки, ватные стеганые штаны, новые, толстые телогрейки… Много среди нас было и сибиряков, привыкших к морозам, мы спали на снегу, полы шинели примерзали, но на это не обращали внимания!

В тот раз в город на Волге, который он защищал, Назаренко не попал, он был ранен под Сталинградом 25 декабря 1942 года двумя снарядами. Впоследствии еще был неоднократно ранен, правая рука стала короче на три сантиметра. К боевым действиям старший сержант Назаренко был уже не годен, в Новочеркасске, где он долечивался, был направлен в запасной полк, в учебный батальон по подготовке младших командиров в подразделения противотанковых ружей. Так до победы и готовил курсантов.

Всю войну ждала невеста

Весть о победе для Михаила была омрачена грустью - брат Петр, что на два года младше и призывался вместе с ним, погиб в боях за Кенигсберг 23 апреля сорок пятого …

Сам же Михаил и после войны продолжал служить - отпускать его не собирались, и домой он вернуться насовсем смог лишь через два года… Дома его ждали родители, младшая сестра. Ждала и невеста, Шура Мартемьянова. Когда провожала его на войну, ей было всего 16 лет. Они с Мишей были односельчане, вместе росли, а влюбились друг в друга незадолго до войны. Девушка обещала его ждать и дождалась. Писала письма, волновалась, переживала. То фото, где они вдвоем, сделанное незадолго до расставания, он носил в кармане гимнастерки всю войну. И у нее было такое же. Так и хранятся теперь в семейном архиве две одинаковые фотокарточки - одна потертая, треснувшая, пожелтевшая - прошедшая войну, и такая же, но бережно сохраненная дома.

Они поженились в июне 1947 года. Долгим было возвращение! Сначала солдаты убирали урожай в Ростовской области, а потом их перевели в Кутаиси, на строительство автозавода. Там были нужны опытные рабочие. Все это время Александра ждала, училась на педагога, писала письма. Их любовь пережила даже разлуку навсегда - 62 года прожили Михаил Яковлевич с Александрой Михайловной, и даже теперь, когда ее нет уже несколько лет, он поминутно вспоминает свою любимую, ее красоту и верность… Всю войну мечтал о встрече. Даже отказался оформлять инвалидность. При таких сложных ранениях, как у него, уже полагалась инвалидность. Но слово это пугало. Он слыхал, что от инвалидов не то что невесты - жены отказывались. Так и остался в строю.

Долгий жизненный путь прошел ветеран войны. Теперь уже и сыну за шестьдесят, и внуки выросли, и правнук, Игорь, подрастает. Он гордится своим прадедом. Всю жизнь работал Назаренко в сельском хозяйстве - после войны закончил СХТ и Московский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, работал главным инженером Турунтаевской МТС, главным инженером «Облсельхозтехники», переехали в Томск. Был замначальника областного управления сельского хозяйства, получил почетное звание «Заслуженный инженер сельского хозяйства РСФСР» еще в 1981 году.

Как сохранить такую хорошую форму в таком возрасте, после таких жизненных испытаний - часто интересуются у него.

- Я никогда не злоупотреблял вредными привычками, мало пил, курить бросил много лет назад, - отвечает он. - С детства много работал. Жизнь не баловала, закалила. Приучила работать не ленясь.

С этой деревенской закалкой и прошел Назаренко по жизни. Есть еще много планов на будущее. Сейчас ветеран собирается переиздавать книжку воспоминаний «Мои жизненные будни», что написал к своему 90-летию. Хочет ее дополнить и продолжить.

Комментарии

Наверх