«Мертвые души» театру не нужны...
С актером Леонтием Усовым ТЮЗ не продлил трудовой договор.
Вот уже почти месяц Леонтий Усов юридически не является актером Томского театра юного зрителя. В конце декабря минувшего года по телефону его уведомили, что контракт заканчивается, и у дирекции нет намерения его продлевать. В январе предложили забрать трудовую книжку.
- Я спокойно отнесся к тому, что контракт не продлили, - признался сам Усов в телефонном разговоре. – Мне только жаль, что прервался трудовой стаж. И обидно, что со мной не поговорили ни директор, ни главный режиссер. И за спектакль «Ваня, Ванюша...», который сняли год назад, обидно тоже. Это был «долгожитель». Его еще Олег Афанасьев ставил.
- В отношении Усова я не нарушила ни один закон, - комментирует ситуацию директор театра Светлана Бунакова. – Больше того, много лет театр шел навстречу просьбе Леонтия Андреевича не занимать его сильно в репертуаре. В отделе кадров лежит договор с ним о разовых постановках, датируемый еще 20 мая 1999 года. И до недавнего времени Усов действительно был занят только в одном спектакле – «Ваня, Ванюша, Иван Петрович». За те два с половиной года, что я работаю в театре, Усова на сцене видела только один раз. Из-за того, что Леонтий Андреевич часто в отъезде, роль царя играл Вячеслав Оствальд. Однако в прошлом сезоне спектакль был снят из репертура, потому что он морально и материально устарел. А актеры-мужчины нам нужны. И мы не раз предлагали ему роли в новых постановках, но он отказывался, сославшись на свою занятость. И скажите, зачем в театре нужны «мертвые души», когда он должен зарабатывать? В театре происходит сейчас много хорошего, мы ездим на фестивали, участвуем в международных проектах, приступила к работе интересный режиссер Лариса Лелянова – почему этих фактов пресса не замечает?
Своим признанием Леонтий Усов фактически подтвердил, что в труппе ТЮЗа он был действительно «мертвой душой». А еще раньше, в книге «Между прошлым и будущем», которая вышла к 400-летию Томска, он написал: «К сожалению, Томский театр юного зрителя - не очень большая моя удача. Это не мой театр. Именно в Томске я начал сознательно отходить от театра и заниматься преимущественно скульптурой. Я как-то понял, что как театральный актер к искусству имею мало отношения».
Леонтия Усова в Томске и далеко за его пределами знают прежде всего как скульптора. Да и сам он позиционирует себя как художник. Именно на поприще скульптора снискал славу международного масштаба. Его выставки проходили и в Париже, и в Берлине, и в Москве. Работы его покупают отечественные и иностранные ценители искусства. За скульптуры писателей Московская писательская организация даже приняла его в свои ряды. И оттого, что Усов не будет номинально числиться актером ТЮЗа, не пострадает его слава художника. Любовь к нему не станет меньше. И, между прочим, в фойе театра драмы висит портрет Леонтия Усова. Что касается последних творческих изменений в театре, то пресса в лице «Томского вестника» их приветствует.