«Черный» карман области

09 Марта 2006
«Черный» карман области

Нефть и газ, как ни крути, для Томска пока важнее высоких технологий.

Разговоры о скором переходе экономики Томской области на инновационные рельсы по сию пору остаются только разговорами. Возведение межвузовского бизнес-инкубатора, равно как и передача производственных площадей бывшего приборного завода под наукоемкие производства, к семимильному шагу высокоинтеллектуальной экономики в высокоинтеллектуальном Томске так и не привело. А проект ТВЗ, который должен создать условия для действительно решительного рывка Томской области в индустрию Hi Tech, по-настоящему заработает не раньше 2007 года, поскольку 2006-й в этом проекте отдается под «проектирование и строительство инфраструктуры», то есть корпусов с полным комплектом электронной «начинки» и дорог.

На этом фоне традиционные «экономические флагманы» местной экономики – предприятия ТЭК, в частности, нефтяники и газовики, остаются не только лидерами в деле создания одного из важнейших для чиновников всех рангов экономических показателей - валового регионального продукта (ВРП), в разрезе которого «нефтянка» занимает долю в 75 %, но и основными «наполнителями» областной казны. Несмотря на перераспределение сырьевых налогов в пользу Федерации (так, средства, собранные в рамках выплаты налога на добычу полезных ископаемых НДПИ, с этого года по сути полностью направляются в федеральный бюджет), порядка 30 % налоговых отчислений в областную казну приходят из «нефтянки». А в общей налоговой корзине, собранной на территории Томской области, нефтяники и газовики остаются бессменными лидерами – 64 % налогов собирается именно с них.

- Мы целенаправленно добивались снижения значения нефтегазового комплекса в областной экономике, – признает экономический зам губернатора Оксана Козловская. – Но с учетом роста мировых цен на нефть нам этого сделать не удалось.

Впрочем, областные власти, сожалея о сохраняющейся зависимости областной экономики от нефтегазового сектора, вовсе не намереваются смиряться с падением объемов добычи. А таковые имели место весь прошлый год. Это со всей очевидностью демонстрируют итоговые показатели добычи. За 2005 год нефтяники добыли в Томской области 11 миллионов 740 тысяч тонн «черного золота», в то время как в особо кризисном для "ЮКОСа" 2004-м 15 миллионов тонн. Сказалось «дело ЮКОСа» и на соотношении объемов нефтедобычи по нефтяным компаниям, представленным в области. Если в 2004-м на долю «Томскнефти» приходилось 97 % суммарной добычи, то в 2005-м эта цифра упала до 87 %.

- Объемы добычи углеводородов в минувшем году снизила не только «Томскнефть», но и другие недропользователи, – сокрушается губернатор Виктор Кресс. – Но что самое опасное, в минувшем году практически до нуля упали инвестиции в развитие отрасли. Все, что может, область делает: мы нашли деньги в Федерации, пробурили две параметрические скважины на правобережье Оби, добиваемся финансирования бурения еще двух скважин, чтобы получить объективную картину запасов и иметь возможность выставлять месторождение на аукцион. Но усилий только "Белого дома" совершенно недостаточно. Без инвестиций в разведку со стороны самих недропользователей не обойтись.

Положение с инвестициями в основные производственные фонды в сырьевых отраслях действительно близко к катастрофическому: они упали аж на 72 % в нефтяной и на 70 % в газовой отрасли.

- Тревожная ситуация складывается и по январю этого года, – констатирует Оксана Козловская, – поскольку проблемы нефтяников, в первую очередь «Томскнефти», сказываются и на положении в других отраслях областной экономики. Так за 2004 год объемы заказов для томских промышленных предприятий сократились на четверть, а по отношению к 2004 году в два раза. Не менее тревожным является и сокращение затрат на научные исследования сразу на 65 %. Мы усиленно позиционируем Томскую область как инновационный регион, ряд известных представителей наукоемкого бизнеса – «ЭлеСи», «Элекард», «Микран», «Сиам» по сути «поднялись» на разработках для нефтяников. И при этом их заказчиками являются «Татнефть», «Сибнефть», но только не местные недропользователи. А ведь внедрение разработок «Сиама» позволило заказчикам увеличить производительность в 5 раз!

К вложению в наукоемкие разработки призвал томских нефтяников и газовиков сын и наследник идей ученого и видного лоббиста сибирской нефти академика Алексея Конторовича - Владимир Конторович. Пространный и богато иллюстрированный доклад заведующего кафедрой Института геологии нефти и газа СО РАН со всей очевидностью доказывал – будущее томской (да и не только томской, но и сибирской) нефти за нетрадиционными методами разведки и бурения.

- Как наращивать объемы добычи, если почти все ресурсы, доступные традиционным методам добычи, уже задействованы? – задавался Владимир Конторович риторическим вопросом. И немедленно предлагал ответ: – Необходимо вернуть в разработку объекты, которые были выведены из бурения по показателям одной-двух скважин (классический пример – Крапивинское месторождение, которое было заброшено на несколько десятков лет, а теперь является одним из крупнейших в области), но главное сменить приоритеты, отказаться от устаревших методов разведки и добычи и перейти к поиску сложно построенных объектов, разработка которых считалась нерентабельной. Они таят в себе огромные перспективы.

Самыми перспективными, но недоступными для традиционных методов разведки и бурения, в частности так называемой «сейсмики», по словам Конторовича, являются рифей-кембрийский комплекс и геттанг-ааленские отложения в среднеюрском комплексе недр. По его словам, запасы «черного золота» в этих слоях земной коры могут многократно превышать известные сегодня запасы.

- Мы настойчиво призываем недропользователей, инвестировать в нетрадиционные методы исследования геологических объектов, – заключил Владимир Конторович. – И берем на себя научное обеспечение этих работ.

Судя по всему выход, предложенный учеными, является единственной надеждой сырьевой экономики Томской области, поскольку задача поставлена перед добытчиками «черного золота» более чем амбициозная: в 2006 году выйти на объемы добычи в 20 миллионов тонн (губернатор) или хотя бы 15 миллионов тонн (зам губернатора по экономике). Задел уже имеется – за весь прошлый год по всей России параметрическими методами бурения пройдено 6,5 тысячи метров скважин, и в отдельно взятой Томской области те же 6,5 тысячи метров. Только станет ли это «началом большого пути»?

Наверх