90 лет со дня рождения Михаила Швейцера

17 Февраля 2010
90 лет со дня рождения Михаила Швейцера

"Время, вперед!" - картина в стиле любимого учителя Сергея Эйзенштейна. В ленте о Магнитке режиссера Михаила Швейцера - образ страны 1939-х годов, кипучая жизнь огромной стройки. Позже режиссера упрекали: "А где же ужасы сталинизма и коллективизации?" Швейцер интеллигентно отвечал: "Я снимал кино о другом".

Его родители участвовали в гражданской войне, мать еще до революции была членом партии. В 1930-е арестован отец Михаила Швейцера, а в начале 1950-х, в разгар борьбы с космополитизмом, и самого режиссёра уволили с "Мосфильма". Недовольство властей вызвал его фильм "Тугой узел" по повести Владимира Тендрякова. Киновед Леонид Павлючик вспоминает: "Партийные органы усмотрели в ней антипартийное высказывание. Картину остановили, потребовали поправок. Прошлось поправки эти делать, и картина вышла в свет искореженная".

После слишком "тугого узла" обстоятельств Швейцер решил больше не трогать современную тему и обратился к классике. Это позволило отчасти забыть о социальном заказе и при помощи литературного материала говорить о вечном. Швейцер заново открывал для зрителя не только классиков. В "Воскресении" сыграла одну из первых своих главных ролей Тамара Семина, в фильме "Мичман Панин" получил свою первую роль в кино Леонид Куравлёв. Актёр помнит, как работал Швейцер на съемочной площадке: "Есть много снимков, когда он стоит, наблюдает за тем, что происходи во время съемок. Вот эта его поза ожидания - присутствие как бы в душе самого актера".

Михаил Швейцер не признавал самоповторов. После гротескной картины "Время, вперед!" он снимает трагикомедию по роману "Золотой теленок". "Это было кино по-своему, даже, ну, извините, диссидентское. Потому что оно изнутри показывало неправедность и несправедливость системы, которая губит таких ярких, неординарных людей, каким получился у него Остап Бендер" , - вспоминает киновед Леонид Павлючик. Все ждали веселой и легкой комедии, а Сергей Юрский сыграл грустного философа, Позже, в 1975 году, Швейцер и вовсе снимет экспериментальное кино в духе Тарковского. В "Бегстве мистера Мак-Кинли" были заняты актёры Донатас Банионис и Владимир Высоцкий. Казалось бы – антиамериканский памфлет, но фильм полон метафор. "Это было бегство режиссера Швейцера от маразма советской социалистической системы", - уверен Леонид Павлючик.

Сестра режиссёра Вероника Швейцер уже много лет живёт в США. В Россию она приехала, чтобы написать и издать книгу. "Он начал откладывать кое-что из своих бумаг. Когда он их передавал в архив, он начал кое-что откладывать, чтобы делать книгу, но не успел, и теперь все эти бумажки у меня. И я вот начинаю над ней работать". – поделилась она своими творческими планами. На предложение Вероники Швейцер российские издатели пока не откликнулись, но она верит, что опубликует неожиданные и сокровенные мысли Михаила Швейцера – и о том, чем он гордился, и за что было стыдно.

Источник:Вести.RU
Наверх