Для Романа Ушакова животноводство - любимое дело
Большинству жителей Томской области чаинское село Варгатер неизвестно. Однако именно сюда ездят все официальные делегации, желающие познакомиться с передовым опытом фермеров Романа Ушакова и Евгения Данильсона.
За экскурсии уже пора деньги брать
Повышенное внимание к варгатерскому хозяйству в общем-то понятно: тут и ферма с пластиковыми окнами и цветочками на окнах, и новые складские помещения, и оборудование на весьма приличном уровне, и домашний скот во всем многообразии. Но самое главное - управляют всем этим большим хозяйством два современно мыслящих молодых парня, приходящихся друг другу двоюродными братьями.
Свое дело они начали в конце 2007 года. Взяли первых 100 телок черно-пестрой породы в Усть-Бакчаре и стали работать на земле, которая осталась от бывшего совхоза имени Тельмана. Потом восстановили ферму и стали дальше развиваться – восстанавливать корпуса старой фермы, строить склады , увеличивать поголовье.
К настоящему времени живность в хозяйстве представлена крупным рогатым скотом молочной и мясной породы, свиньями и лошадями. А отец Романа Алексей Афанасьевич разводит к тому же овец. Из экзотики на их личном подворье имеются два страуса и стадо маралов.
- Иногда звонят незнакомые люди и говорят: «Мы тут в новостях видели, что у вас страусы есть. Можно приехать посмотреть?». И приезжают, - рассказывает Роман Ушаков. – И, конечно, когда в Чаинский район приезжает губернатор, представители Департамента села, журналисты и другие делегации, все тоже всегда заезжают к нам. Прямо хоть начинай за экскурсии деньги брать.
Основа экономики валгатерского предприятия - это, конечно, крупный рогатый скот. Черно-пестрого скота - 600 голов, из них 200 - коровы. «Мясных» симменталов 400 голов, они содержатся на двух площадках - в самом Валгатере и в деревне Сухой Лог.
- По симменталам хотим получить статус племрепродуктора, - делится планами Роман. - Сейчас работу ведем по этому направлению, постоянно покупаем племенных животных для улучшения породы.
Племенная работа активно ведется и со свиньями, которых насчитывается 600.
Причем интересны они не только с точки зрения продажи мяса, но и с точки зрения продажи молодняка. Поросята их хозяйства Ушакова и Данильсона высоко ценятся среди населения. Секрет простой - они растут хорошо. Многие селяне успевают, взяв по весне поросеночка, к осени дорастить их до
Кони с паспортом
Особого упоминания при рассказе о работе Романа и Евгения достойно поголовье лошадей. Наверное, потому что сами хозяева относятся к ним с особой теплотой и любовью. Среди немалого поголовья имеется даже группа верховых лошадей, которых хозяева обучают самостоятельно. В этом году они даже поучаствовали с ними на скачках в деревне Черная Речка на соревнованиях сельхозработников. И заняли 3-е и 4-е места!
Отличились Эльбрус тракенинской породы и Аврал породы русская рысистая. В «несоревновательное» время они трудятся по «профессии»: братья на них объезжают обширные выпасы. Ездить нужно каждый день и километров по 40.
- Есть проблема: хорошую лошадь трудно купить, - сетует Роман Ушаков. - И это дорого. Но, тем не менее, стараемся ежегодно приобретать племенных коней. Вообще в этой сфере я вижу два направления работы - мясное и верховое. Верховые лошади - более худенькие и высокие. Мясные - более массивные, спокойные, медлительные. Для улучшения породы мне даже за 100 тысяч рублей приобрели настоящего русского тяжеловоза.
Еще бы запустить молочный цех
На ферме в Варгатере имеется новенький, что называется, «с иголочки» молочный цех. Полностью смонтирован, но не запущен.
Так и стоит красота целый год. Почему? А вот тут уже виной несовершенство нашего законодательства.
- Сначала нам власть говорила: «Ребята, давайте, покупайте оборудование, мы вам поможем, 50% возместим». А когда дело было сделано, мы услышали следующее: «Если мы вам сразу 7 миллионов отдадим, то другим на субсидии не хватит». Договорились, что субсидия будет выплачиваться постепенно - по мере погашения основного долга перед банком. То есть компенсационные выплаты растягиваются на 5 лет, а в результате у нас теперь не хватает 1,5 миллиона на реконструкцию котельной, чтобы уже смонтированный цех запустить. Пока молоко просто охлаждаем и сдаем в «Юнимилк». А могли бы давно сами сметану делать и творог.
Тем не менее некоторыми субсидиями из бюджета Роман Ушаков и Евгений Данильсон пользуются и вообще оптимизма по поводу своей фермерской деятельности не теряют .
- А почему мы его должны терять? - говорят. - Занимаемся любимым делом. И для нас эта работа - удовольствие.