20 Апреля 2007
Автор: Игорь Николаев. Куда поедет

Чиновники решили освободить место для детсада, соединив вместе две школы

 

На следующей неделе Дума Томска должна будет принять решение о реорганизации двух учебных заведений. Вопрос непростой еще и потому, что какое бы решение не было узаконено народными избранниками, оно не должно навредить коллективам ни одной из школ - ни учителям, ни ученикам. А судя по тому, как складывается ситуация на сегодняшний момент, сие весьма проблематично...

 

На недавнем заседании комитета по труду и социальной политике Думы города Томска перед депутатами выступил директор городского департамента образования Игорь Хуторянский. Игорь Ильич предложил свой способ решения проблемы нехватки мест в детсадах - теперь уже в Октябрьском районе. Его вариант - провести реорганизацию двух муниципальных учреждений - средней образовательной школы «Наша школа» и средней общеобразовательной школы № 57 города Томска.

 

- В «Нашей школе» сегодня обучаются 216 школьников, в школе № 57 - 343 школьника, доложил депутатам Хуторянский, - после слияния этих двух школ можно добиться оптимизации расходов, в том числе на заработную плату сотрудников. Дефицит фонда заработной платы двух школ при их самостоятельном существовании составит в 2009 году 1 миллион 650 тысяч рублей. А в случае слияния школ его можно сократить до 250 тысяч рублей.

 

Игорь Хуторянский напомнил присутствующим, что есть еще один аргумент в пользу такого преобразования - «Наша школа» сегодня располагается в приспособленном здании бывшего детского сада. Здание не соответствует необходимым запросам образовательного учреждения. Например, кабинет информатики, спортивный зал, столовая надлежащим образом не оборудованы.

 

А в школе № 57 все это имеется. Как имеется и дефицит учащихся - согласно лицензии, их количество должно составлять не менее 600 человек. Сам директор департамента уже принял решение, что школа № 57 станет базой для «Нашей школы», ученики и учителя 57-й станут единым дружным коллективом, а возглавит учреждение один из директоров. Весь вопрос - кто? Есть и другой вопрос: кто от этого слияния выиграет?

 

«Наша школа» - островок комфорта

 

«Комсомолка» решила разобраться в ситуации. В «Нашей школе» нас встретили уют и тишина - идут занятия. Конечно, узкие коридоры и маленькие классы - типичный признак не школьного, а детсадовского здания. В чем, похоже, и находили «изюминку» родители учеников, когда останавливали свой выбор именно на этом заведении. Меньшее количество школьников в одном классе ­заведомый путь к качественным знаниям. К тому же доброжелательная обстановка делает учебный процесс почти домашним. Не случайно родители сложных детей, к которым нужен особый подход, тоже доверили своих чад «Нашей школе».

 

За 9 лет, проведенных «Нашей школой» в детсадовских стенах, она заслужила авторитет и популярность. И вот этот мирок хотят разрушить? Пусть даже во имя более юных томичей, которым настала пора идти " детсад? Но директор «Нашей школы» Светлана Ярославцева не разделила моего пессимизма.

 

- Все немного не так, - сказала Светлана Алексеевна. - Мы отправили на имя депутатов 7-го, 8-го, 9-го избирательных округов Деева, Федорова и Козырева письмо. На комитете прозвучало мнение- сформировать на базе 57-й школы учреждение под брэндом «Наша школа». И аргументы, которые приводил Игорь Ильич, были не в сфере эмоций или политического лозунга, а в сфере элементарной логики. Если за последние несколько лет из 57­й школы был постоянный отток учащихся (школа рассчитана на 1200 детей), то возникает вопрос: как надо так организовать учебный процесс, чтобы добиться такого количества учащихся - 343? У нас уже 239 учеников и мы вынуждены отказывать другим желающим. Учиться у нас хотят многие, несмотря на отсутствие спортивного и актового залов, мастерских для уроков труда: Но в таких условиях нам могут не дать аттестацию, не выдадут лицензию. При популярности «Нашей школы» это будет неправильно. 87 процентов наших педагогов - это учителя высшей категории и потерять такое учреждение было бы потерей для города.

 

На мой вопрос, а не исчезнут ли нынешние плюсы «Нашей школы» при вливании ее учеников в большую школу № 57, Светлана Алексеевна ответила уверенно: «Справимся».

 

Официально

 

«В процессе реорганизации в здании школы № 57 мы могли бы разместить гораздо большее количество детей, и решили бы проблему недоатстка школьных мест в микрорайоне «Высотный». Здание школы № 57 является привлекательным в силу его близкого расположения с «Нашей школой», и большее количество учащихся имеют возможность на получение качественного образования». (Из письма директора, председателя профкома и председателя совета «Нашей школы» депутатам Думы Томска).

 

 «Школа должна быть бесплатной»

 

Школа № 57 тоже нас встретила тишиной - шли уроки. И опять же ­чистотой и порядком. Классическое школьное здание постройки начала 90-х, внутри было очень светлым и просторным. Компьютерный класс - в полном порядке. И столовая здесь неплохая, и актовый зал достойный. Честно скажу, от 57-й школы у меня не создалось впечатления «совковой». Тем более, что ребята разных возрастов, увидев незнакомого человека, удивительное дело, здоровались первыми.

 

Галина Григорьевна Агафонова, директор школы № 57, разложила передо мной целый ворох почетных грамот и благодарственных писем - от городской Думы, УВД, областного краеведческого музея. В том числе несколько - от департамента образования города Томска. Теперь, как стало известно Галине Агафоновой почему-то не от директора департамента образования, а от городских депутатов, школу № 57 решено закрыть, на ее базе разместить «Нашу школу», а директором назначить Светлану Ярославцеву.

 

- Я создавала 57-ю школу с первых дней, - рассказала «Комсомолке» Галина Григорьевна. - Август 1991 года помните? По всем каналам «Лебединое озеро» показывают, а мы школу готовимся открывать. Все здесь сделано нашими руками. И сегодняшнее наше благосостояние, я чувствую, кому-то - как бревно в глазу. Но это же не дается просто так! Да, микрорайону нужен детсад. Кроме того, я понимаю проблемы «Нашей школы», где под вопросом выдача лицензии. Но при чем здесь 57-я школа? Я не против, чтобы к нам перешли ученики «Нашей школы» - мы сколько раз пускали в свои стены другие школы на период ремонта: Конечно, мне и чисто по­человечески обидно: почему именно мою школу закрывают, а я должна уходить?

 

Галина Агафонова имеет 20-летний педагогический стаж, и за все 16 лет директорства не изменила свою позицию: школа не должна брать деньги с учеников даже за учебники. Все образовательные услуги школа должна предоставлять бесплатно.

 

- У нас много кружков, - продолжает Агафонова. - Кружок рисования, английский язык, компьютерный, резьба по дереву, краеведческий. И вся эта работа проводится для учеников бесплатно. В отличие от «Нашей школы». А теперь мне звонят родители наших учеников и спрашивают: а правда, что в связи с приходом в наши стены «Нашей школы» некоторые услуги будут платными?

 

И все-таки: отчего даже при бесплатном образовании здесь недобор учеников? У Галины Григорьевны своя точка зрения по этому поводу.

 

- Сначала к нам ходили дети из микрорайона Солнечный, потом там построили свою школу, и дети перевелись туда, поближе к дому, ­рассуждает директор. - А застройка велась в основном со стороны улицы Новосибирской, потому переполнена 29-я гимназия. Микрорайон Высотный только-только начал заселяться, поэтому на этих детей мы возлагаем свои надежды. Будет у нас наполняемость - через год точно! - уверена Агафонова.

 

Что касается правового аспекта реорганизации, то у Галины Григорьевны очень много вопросов к своим начальникам. Если «Наша школа» по документам - школа-сад, то юридически ее нужно закрывать, а уж потом открывать все, что угодно. Сама же Агафонова намерена отстаивать свою правоту в суде - если понадобится.

 

Мнение эксперта

 

Александр Деев, депутат Думы Томска:

 

- На мой взгляд, при сложившемся дефиците площадей в «Нашей школе», ее можно безболезненно присоединить к школе № 57, оставив бесплатными все образовательные услуги. Но я буду категорически против закрытия 57-й школы, так как считаю, что ее нужно сохранить. Что касается кандидатуры директора, то этот вопрос - в ведении не депутатов, а департамента образования.

 

А в это время

 

Гимназистам пришлось потесниться

 

История с переселением в другое помещение гимназии № 1, которая длится уже не первый месяц, все никак не закончится. Один из последних вариантов переезда - теперь уже в школу № 42 (кстати, до этого гимназии предлагали переехать в школу № 57, о чем «Комсомолка» писала в марте) - тоже не подошел. Под угрозой мог оказаться преподавательский коллектив, да и «местным» детям пришлось бы учиться во вторую смену, уступая школьную скамью в утренние часы элитным гимназистам. Как утверждает представитель гимназии № 1, корпус, из-за которого началась скандальная история, вовсе не находится в аварийном состоянии, но капитального ремонта требует.

 

- Вариант с переселением в 42-ю школу тоже отпал. На сегодняшний день мы ждем окончательной экспертизы здания нашей гимназии, - рассказал «Комсомолке» Алексей Зернов, член попечительского совета гимназии № 1. - И сегодня обсуждаем варианты возможного переезда, и они есть. Какие - говорить пока не буду. В любом случае дети доучатся в гимназии до конца учебного года в двух оставшихся корпусах. Так что пришлось немного потесниться. Надеемся, все решится на следующей неделе.