26 Декабря 2011
Автор: Оксана ЧАЙКОВСКАЯ. Раз в Васильев вечерок…

/АС/

Раз в Васильев вечерок…

Необычный арт-проект «Васильев вечер» помогает встретить любимые праздники в духе русской традиции

Васильев вечер – середина Святок, канун Нового года. Праздник получил название по имени св. Василия Великого, чью память Русская православная церковь чтит 1 января по старому стилю. В этот вечер, как на Рождество и Крещение, по домам ходили славильщики: славить Христа, петь колядки показывать кукольное представление в вертепе. Это один из самых радостных зимних праздников, не случайно он дал название объединению людей неравнодушных к русской культуре.

Арт-проект «Васильев вечер» существует лишь три года, но уже привлек широкое внимание публики своими мероприятиями, знакомящими всех желающих с историей и традициями русских праздников и буден. Вот и мы попросили рассказать участников проекта о том, как раньше русские люди Новый год праздновали, что пекли, что ели, что пели.

Пряничный декабрь

В этом году весь декабрь в Доме дружбы, на Ленина, 82, каждое воскресенье проводятся мастер-классы по выпеканию традиционных русских рождественских пряников и «козуль», старинного лакомства и украшения, которое хозяйки делали сами и дарили колядовщикам и родственникам…

- Козули - это не только вкусное печенье на Рождество, но и памятник народного творчества, народная скульптура, секреты изготовления которой шлифовались веками, - рассказывает руководитель ремесленной студии «Мельница» проекта «Васильев вечер» Светлана Липовка. - Мы на проекте «Пряничный декабрь» показывали людям, как делать козули

Они годятся и как новогоднее угощение, и как рождественский подарок. Вместо новомодных сувениров и многочисленных драконов, можно дарить близким самодельных святочных животных, в которых вложен свой труд, тепло рук… Наши предки козули ставили в красный угол к иконам, порой на весь год - на счастье. К Рождеству их лепили десятками, по нескольку подносов. Некоторых особо искусных мастеров водили из дома в дом.

Так много желающих приходило весь декабрь на эти мастер-классы, что не все помещаются в отведенную комнату! Научный руководитель арт-проекта «Васильев вечер», доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации НИ ТПУ, кандидат философских наук Даниил Крапчунов таким вниманием публики не удивлен.

- В наши дни люди охотно обращаются к истокам, - говорит Даниил, - в стремительно меняющемся мире хочется прикоснуться к чему-то вечному, чувствовать, что есть что-то стабильное, понимать свою укорененность на земле, опираться на что-то вечное. Вот и сейчас, не давая никакой рекламы нашим мероприятиям, мы встречаем больше гостей, чем может вместить мероприятие! Более того, люди из других городов, узнав об этом проекте, попросили организовать трансляцию мастер-класса в Интернете, и его смотрели в Москве, Киеве, Перми, Миассе, Омске, Великом Новгороде, Усть-Илимске, Дедовичах… Когда число желающих присоединиться к нам по сети стало больше 20, администрация портала firmbook предоставила нам возможность бесплатно увеличить этот список. Так что люди сами ищут возможность приобщиться к истокам, и очень рады ее находить.

И сласти, и колядки, и песни

Даниил Крапчунов о русских праздниках и традициях знает очень много. Он рассказал нам, что Святки – главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующий переход от старого года к новому. Святки длились две недели, начинаясь в рождественский сочельник (6 января по новому стилю) и завершаясь в день Крещения (19 января). Основными праздниками Святок были Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. Все Святки были насыщены разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. Вот и сейчас люди возвращаются к этому, чтобы почувствовать себя частью общины…

Славление Христа (Христославление) – святочный обряд, символизирующий приход волхвов по случаю Рождества Иисуса Христа. Рождественская звезда, которую славильщики обязательно несли с собой, служила символом Вифлеемской звезды, приведшей волхвов к месту Рождения Богомладенца. Славильщики заходили в каждый дом, исполняли рождественские песнопения, поздравляли хозяев с праздниками, за что получали угощение.

Не стоит путать это с Колядованием - хождением молодежи в Рождество, Васильев день и накануне Крещения по деревне с поздравительными песнями. В них хозяйский дом сравнивался с теремом, а хозяин с хозяйкой и детьми - с месяцем, солнцем и частыми звездами. В ответ на обильные дары хозяев колядовщики желали им обильного урожая, удачного замужества дочерям, приплода скота. Обойдя все дома деревни, молодежь собиралась в выкупленной для вечерки избе, и совместная трапеза с шутками и весельем плавно переходила в святочную вечерку.

В Святки колядовщики заходили в дома, поздравляли хозяев, желали им здоровья, богатого урожая и удачи на охоте. За пожелания они требовали угощения, но не обычного пирога, а непременно козулю:

Подайте коровку,

Масляну головку!

Нe обкусывайте,

Не обламывайте!

Нe давайте пирога,

Уведем корову со двора.

Томские участники арт-проекта «Васильев вечер» тоже ходят колядовать по домам своих знакомых с «вертепом», - специальным переносным «театром», при помощи которого можно представить кукольный спектакль о Рождении Христа.

Это совсем не игра!

Светлана Липовка постоянно знакомит с народными ремеслами всех желающих. Народные игрушки, тряпичные куклы, художественная роспись - чему только не обучает она детей и взрослых! Сама Светлана родом из села Подгорного Томской области, любовь к народному творчеству передалась ей от дедушки, она всегда интересовалась русской культурой и ремеслами. Она закончила в родном селе художественную школу, впоследствии там преподавала (уже успев получить образование в Кемеровском художественном училище). А пару лет назад переехала в Томск и вошла в число организаторов «Васильева вечера».

- Желание воспитывать детей в традициях русской культуры, укрепить связь поколений и возродить то, чем веками жили наши предки, определило возникновение естественной среды, где соединяются православный уклад, народное пение и пляс, ремесла и боевые искусства, где в реалиях современности оживают вековые традиции, - говорят участники объединения «Васильев вечер». - Это не игра, мы именно так хотим проводить будни и отмечать праздники.

Светский праздник - Новый год – скоро пройдет. Ему на смену придут православные рождественские празднества. В тот самый святой день Васильева вечера, люди, выбравшие такой образ жизни - на стыке времен - будут отмечать его так, как отмечали наши предки. Будут и колядки, и игры, и Рождественские песнопения, и пряничное изобилие… С каждым годом торжества собирают все больше людей, которым это интересно.