24 Декабря 2014
Автор: Александр Болсуновский «Призрак» озера, или Явление пользователей-«невидимок»

Рыболов по своей природной сущности выступает существом неунывающим. Да и много ли надо для полного счастья?.. Счастлив уже тем, что вырвался на берег реки и что развел костер под звездным небом. Вернейший способ снять стрессовое состояние, нервное напряжение и разрядиться. Проведенное на рыбалке время вымывает из головы все наносное.

Недоверие к окружающим, неверие в свои силы, суетливость, раздражительность и зависть поглощаются природой, как углекислый газ деревьями в вечном водовороте жизни. Словом, уходит все то, что угнетает в повседневности. Паустовский как-то сказал, что рыболов «сродни сказочникам и мечтателям». В его определении нет перебора. Рыбная ловля романтична, загадочна, непостоянна. Она порождена натурой, природой и пронизана ею. Не испытавшие рыболовных эмоций и не подозревают, что обкрадывают себя и калечат душу, лишая себя праздника общения. Увы, но и над этим праздником жизни сгустились тучи и причиной тому «Правила рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна», ставшие в свое время даже для специалистов большим откровением.

В интересном положении

Понятное дело, был густой протест общественности. Яростно жестикулировали и до хрипоты спорили в деле непременного внесения существенных поправок. То, что правила сырые и «недоработанные», - это про них, но уж очень мягко сказано. Хитроумный и витиеватый по изложению, в отличие от доступных и понятных старых правил, документ поверг всю заинтересованную общественность в состояние шока. Ее - эту самую общественность - просто поставили «в интересное положение» перед свершившимся фактом. Но, как всегда, посидели, покричали и разошлись вполне довольные друг другом - предложения по изменениям в правила, будьте любезны, внести своевременно!

А был ли мальчик?

И в первом и «в двадцатом прочтении» не покидает мысль, что кто-то ведь их писал, раз напечатаны. И, видимо, это не плод чьего-то индивидуального творения. Значит, его составлением занималась группа уполномоченных на то товарищей и, видимо, с соответствующим на то образованием и квалификацией. В таком случае возникает логичный вопрос: почему ни одного московского «ихтиолога», причастного к новым правилам сибирского лова, в Сибири и в глаза не видывали? Видели много позже - на расширенном заседании рыбохозяйственного совета Томской области.

Правовой вакуум над водой

Новое законодательство о рыболовстве разрушило сложившийся в облохотобществе на протяжении десятилетий традиционный уклад. Организация спортивного и любительского рыболовства стала видом предпринимательской деятельности, которая может осуществляться только на рыбопромысловых участках. Только их перечень не могли согласовать на протяжении полугода. Над озерами и реками навис правовой вакуум.

Конкурсы на рыбопромысловые участки Верхнеобское территориальное управление проводило и проводит. Наша область, кто бы сомневался, впереди страны всей остальной, поэтому первые конкурсы шли пусть и с незначительными шероховатостями, но остальные регионы пошли по томскому пути.

Первый же конкурс показал, что на рыбопромысловые участки, помимо Томскоблохотобщества, заявились еще несколько дотоле неведомых претендентов. На некоторые лакомые участки сразу несколько заявок. В воздухе пахнуло «серой»… И началось…

А вернее, начались гонки преследователей за рыбопромысловыми участками. Районы области лихорадило от тревожного ожидания: понаедут тут всякие и заарендуют все наши заветные озера…

Со временем, после сонма сломанных копий и исчерпавших себя взаимных претензий и оскорблений, нездоровый ажиотаж сошел на нет. Наарендовались…

Первый контакт с «неведомым»

Тихое, ясное утро. В кустах, склонившихся над озером, звенит утренний концерт укрывшихся в зелени птиц. Солнце поднялось уже достаточно высоко и все видимое залило ярким ровным светом. У ног, как голубое полотнище, накатывают спокойные, прозрачные волны…

Шагов не слышно, длань легла на плечо, и беспристрастный голос вопросил:

- Клюет?

- Да не особо, зато какая благодать!

- А путевочка у вас есть, милейший?

- А что это?!

…Все, красоты окружающей природы померкли, и первый оштрафованный (как минимум, на тысячу рубликов, предупреждением никак не отделаешься) за спиной рыбинспектора ощутил присутствие неведомого и невидимого «призрака» озера - пользователя водоема…

«Грабли первопроходца»

Ага, путевка - вот что от лукавого! Не доглядели. Сиречь, за что и с чем боролись, на то и напоролись. Рыболовы-любители наступали на «грабли первопроходца» с завидной частотой и регулярным постоянством. Рыбинспекторы трудились не покладая ручек, а «потерпевшие» жаждали встреч с призрачными пользователями. Так в жизни томской рыболовной общественности начался мистический период поисков неизвестных «призраков»: адреса пользователей, телефоны, аншлаги, где можно рыбачить и где нет.

И квоты осваивать будут

С промышленниками все более или менее ясно и понятно: они были, есть и квоты осваивать будут. Народ обстоятельный, серьезный - с документами порядок, аншлаги (на столбах) налицо. Если попался за рыбалку на таком участке, то рыбинспектор составит протокол за отсутствие договора согласия. Спору нет, по закону, промышленник в своем законном праве не заключать оные договоры. Ему лишнее беспокойство вокруг его водных биоресурсов ни к чему. Он ежегодно приобретает квоту и платит деньги по федеральным таксам в областной бюджет. Промышленник составляет план мелиоративных работ, закладывает средства на очистку водоемов и дважды в месяц отчитывается рыбнадзору об освоенной квоте. То есть если он и даст добро на договор согласия, то должен получить его назад с отметкой, сколько рыбы поймано, и отчитаться. Это ему не интересно - важно как можно больше выловить.

В поисках «невидимок»…

Зато на водоемах, выделенных под организацию спортивного и любительского рыболовства, «тишь и рябь», а рыбаки продолжают свой розыск арендаторов-«невидимок» и их путевок. Томские водоемы стали «призрачными».

Новоявленные «невидимки» настолько распоясались, что даже экс-начальник отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Томской области Сергей Глазырин забил тревогу о том, сами пользователи оказались не готовы или не пожелали готовиться к организации лова:

- Практически никто не удосужился довести до рыбаков (СМИ, итнтернет, объявления) сведения, где и на какой водоем взять путевку. Аншлагов - днем с огнем, да и нельзя им назвать приколоченную к дереву потемневшую доску. Как следствие, только в течение лишь одного летнего месяца за непредоставление разрешительных документов к административной ответственности привлечено более 170 любителей. Неизвестно, сколько раз инспекторы нашего отдела отводили глаза в сторону либо стыдливо их прикрывали при виде пенсионеров на берегу водоемов. Но, как и инспектор ГИБДД, он находится при исполнении и не может не реагировать на нарушение, иначе в противном случае на него самого «прореагирует» прокуратура.

Это, как в скрадке - должна быть путевка

В Томском, Парабельском, Кривошеинском, Молчановском и Первомайском районах ситуацию тщательно изучал и анализировал председатель комитета рыбных ресурсов Владимир Сиротин:

- И везде проблема одна и та же - пользователи не предоставляют абсолютно никакой информации, не обозначают границы водоемов аншлагами с исчерпывающими данными. И везде, где бы ни был, с кем бы ни разговаривал, выяснялось, что рыболовы в районах готовы платить за эти путевки, если знать где и эта процедура не займет много времени…

…В приоритетах у областных властей закрепление значительного числа водоемов за «конкретными» хозяевами, то есть пользователей станет еще больше, а процесс рыбной ловли еще интереснее.